Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

«Я люблю эту музыку колес»

26 ноября 2012

Поездка в поезде — это всегда маленькое приключение. Атмосфера ожидания, музыка колес, знакомство с соседями по вагону, даже сам запах железной дороги… И, меньше всего мы думаем о безопасности, вручая ни много ни мало саму жизнь тем, кто ведет состав, — машинисту и его помощнику. Мы не знаем, кто эти люди. Мы просто привыкли им доверять. Так вот, если в эту пятницу вы сели утром в поезд Могилев — Брест на промежуточной станции — в Минске, то ответственность за безопасность вашу и пяти сотен других пассажиров приняли на себя машинист электровоза Михаил Томаль и его помощник Василий Апанасевич.

Михаил Томаль три года отработал помощником машиниста и 28 лет — машинистом. Он говорит, что музыку колес слышит, только становясь пассажиром: когда едет к родителям в Гомельскую область. Как железнодорожник он имеет право на одну бесплатную поездку в год по территории бывшего Союза. А садясь в кабину электровоза, почти не обращает внимания на стук колес на стыках и однообразный шум («шипение»). Его внимание приковано к монитору и к дороге.

Он начинал работать на тепловозе, а с 1995 года брестские локомотивные бригады стали управлять электровозами. Кстати, тепловозы, работающие на дизельном топливе, до сих пор в строю. «Система управление практически та же, говорит Михаил Томаль, — но пришлось переучиваться на другой вид тяги, изучать конструкцию электровоза».

Еще одна примета времени — оснащение локомотивов все более совершенной электроникой. Начиная движение от одной станции отправления, машинист включает систему автоматического управления. Компьютер задает скорость и, соответственно, время движения от одной станции до другой. Но в этом как раз он не может полностью заменить человека и при необходимости применить экстренное торможение.

В Брестском локомотивном депо рассказывают, что в среднем на дороге в месяц происходит один случай смертельного травмирования человека пассажирскими и грузовыми поездами и 20-25 случаев предотвращения наезда на людей, игнорирующих технику безопасности, или на животных. Были такие случаи в практике Михаила Томаля. Один из них сродни чуду. Это случилось еще в начале его трудовой деятельности. Тогда он водил тепловозы в направлении Влодавы. Дело было на рассвете. Начиная движение на одной из станций, заметил, как по перрону мечется женщина. Что-то с ней явно было не так. Не успел затормозить, как она оказалось на путях. Упала между рельсами, да так удачно, что, к счастью, не пострадала.

«Мы, машинисты, всегда остро переживает подобные ситуации, — говорит Михаил. — Насколько остро, зависит от характера. Но потом подсознательно стараешься заглушить ненужные мысли и опять идешь на работу. К сожалению, от нас не все зависит. Тормозной путь локомотива, который движется со скоростью 120 километров в час, — от 800 до 1000 метров».

Кажется, это известно каждому взрослому человеку. И тем не мене на железной дороге не редкость ДТП с тяжелыми последствиями. Одно из них, случившееся на железнодорожном переезде д. Кошелево, всего в нескольких километрах от Бреста, взволновало не только железнодорожников. Тогда при столкновении легкового автомобиля с поездом Санкт-Петербург—Брест один человек погиб и двое были тяжело травмированы. «Мы с коллегами долго обсуждали произошедшее, не могли понять, почему водитель выехал на переезд при запрещающем сигнале светофора и даже не посмотрел вправо и влево, не движется ли поезд», — сокрушается Михаил.

В подобной ситуации машинист сообщает о случившемся диспетчеру или дежурному по станции. Он останавливает поезд, и один из членов локомотивной бригады идет на место, чтобы убедиться, не нуждается ли пострадавший до приезда скорой в первой медицинской помощи. Такими навыками они владеют.

Еще чаще случается реагировать на поступающие от проводников сигналы, что кому-то из пассажиров стало плохо. Иногда приходится вызывать милицию. Вот на днях ушлый пассажир, выходивший на минском вокзале, вместе со своими вещами под шумок прихватил кошелек другого пассажира. Хорошо, что тот вовремя хватился…

Машинист электровоза должен быть стрессоустойчивым, физически крепким и иметь быструю реакцию. Не космонавт, конечно, но все же… Один раз в год психолог тестирует машинистов на пригодность к профессии. Они проходят углубленный медосмотр. И не дай Бог сердечко не выдерживает положенных нагрузок. Это одна из наиболее частых причин досрочной «отставки» (кстати, люди этой профессии в 55 лет имеют право уйти на заслуженный отдых).

Подготовка к каждому рейсу включает предрейсовый инструктаж (компьютерный тест на владение профессиональными навыками) и медосмотр (измерение давления, алкотестер). Жена Раиса рассказывает: За много лет я хорошо усвоила, что пред пейсом Михаил должен хорошо отдохнуть. Мелкую работу по дому ему еще можно поручить, но только не поездки и тяжелые физические нагрузки».

Физическую форму машинист с 30-летним стажем старается поддерживать. А как же иначе? Хочется еще поработать на новой технике. Ведь в последние годы на железной дороге все больше новинок. Швейцарская электричка «Stadler» сделала комфортным проезд даже для пассажиров со средним достатком. Недавно в Барановичи прибыли два усовершенствованных китайских электровоза. А в скором времени ожидается поступление электровозов совместного производства России и Франции. А значит, и брестские локомотивные бригады эти новшества не обойдут.

В этом году Белорусская железная дорога отмечает свое 150-летие. 27 декабря 1862 г. на территории Беларуси начал эксплуатироваться участок железнодорожного пути из Санкт-Петербурга в Варшаву. Его отрезок Поречье — Гродно стал первой железнодорожной линией на белорусской земле. С тех пор железная дорога прочно вошла в нашу жизнь. Густая сеть железнодорожных путей сближает города и страны, делает легко преодолимыми любые расстояния. Слово «железнодорожник» стало синонимом высокого профессионализма, ответственности и трудолюбия. 23 ноября по случаю юбилейной даты в областном общественно-культурном центре состоится Торжественное собрание коллектива брестских железнодорожников.

Редакция «Вечернего Бреста» поздравляет всех представителей этой профессии с замечательной датой в истории Белорусской железной дороги. Наши пожелания — легких дорог и новых свершений!

 

Антонина Хокимова

«Вечерний Брест»
23.11.2012

К списку новостей за 2012 год