Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Человек, опередивший время

25 октября 2012

Нашего юбиляра особо представлять не надо, тем более старшему поколению транспортников бывшего Советского Союза. Рассказывать об этом человеке и легко, и сложно одновременно. Как вместить в газетный материал объемом в одну страницу все то, что сделал этот руководитель для транспортной отрасли за годы своей работы?

С кем бы ни пришлось разговаривать о Степане Ильиче Шкапиче, все говорили о нем только в превосходной степени. Среди прочих оценок услышал даже, что такие, как он, рождаются раз в сто лет. Моими респондентами были белорусские, российские, польские, литовские транспортники. И от каждого услышал столько хороших слов в адрес юбиляра, что даже испытал чувство настоящей гордости оттого, что лично знаком со Степаном Ильичем более двадцати лет.

Жители деревни Березляны Ивановского района Брестской области, где родился Степан Шкапич, по праву могут гордиться своим земляком.

После окончания средней школы он поступил в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Годы учебы пролетели, как один миг. Применять полученные теоретические знания на практике выпускник одного из самых престижных вузов огромной страны был направлен в качестве дежурного по посту станции Брест-Восточный Белорусской железной дороги. Всего через год Шкапича назначают поездным диспетчером Брестского отделения дороги.

Степан Ильич гордится тем, что прошел все ступени роста, и были они – одна ответственнее другой. Начальник станции Кобрин, старший диспетчер, заместитель начальника отдела движения Брестского отделения дороги, заместитель начальника службы движения, начальник оперативно-распорядительного отдела – заместитель начальника службы движения дороги, заместитель начальника, первый заместитель начальника Гомельского отделения дороги.

С 1988 по 1990 год он успешно руководил Могилевским отделением Бел. ж. д. Многие железнодорожники хорошо помнят период работы Шкапича НОДом. Прекрасно понимая, что работник, не имеющий собственной крыши над головой, не может выкладываться на порученном ему участке на все сто, Степан Шкапич развернул строительство жилья на таком уровне, что, когда ушел на повышение, работу над строящимися объектами продолжили заменившие его на этом посту В.И. Жерело, а затем – В.М. Лаптинский.

На энергичного и толкового руководителя обратил внимание тогдашний начальник дороги А.Г. Андреев, который назначил его своим заместителем и поручил довести до логического завершения диспетчерский центр дороги, что Степан Ильич и сделал.

Следующая ступень, на которую поднялся Шкапич, – начальник Белорусской железной дороги. К сожалению, в тот период в жизнь каждого человека – от руководителя до рабочего – пришла настоящая трагедия: развал социалистического государства, в котором все механизмы управления были отлажены и тысячи раз обкатаны.

Наступили тяжелейшие времена. Руководителям обретших самостоятельность государств пришлось теперь самим думать над тем, каким образом обеспечить предприятия всем необходимым для работы. В то время были поделены основные фонды МПС СССР, в том числе подвижной состав: вагоны грузовые всех видов и пассажирские, локомотивы всех серий, контейнеры, специальный подвижной состав, материальные ресурсы резерва и т. д. Только под руководством личности, обладающей сильной и несгибаемой волей, было возможно в условиях галопирующей инфляции обеспечить технологический процесс железной дороги с увязкой его со всеми нашими соседями, решить при отсутствии финансовых средств вопросы приобретения требуемых для работы стальной магистрали эксплуатационных ресурсов. Благодаря энергичности С.И. Шкапича были обеспечены необходимые подготовительные работы по созданию материально-технической базы на все виды ремонта подвижного состава, и самое главное, что в это сложное время он сумел не только сохранить, но и сплотить коллектив Белорусской железной дороги.

Один польский железнодорожник признался, что еще не встречал в своей жизни более подготовленного и эрудированного инженера-железнодорожника, который бы мог на многие годы вперед видеть перспективы развития железной дороги. И если бы в то время Степана Ильича услышали в администрации Польских железных дорог, то уже 20 лет назад сделали то, над чем только сейчас работают совместно железнодорожники обеих стран, в частности, создание транспортно-логистических центров.

...Он всегда мыслил на перспективу, опережая время. С 1993 по 1994 год Степан Шкапич возглавлял Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Так сложились жизненные обстоятельства, что опыт и знания этого неординарного руководителя оказались востребованными в Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, где кандидат технических наук С. И. Шкапич занял должность заместителя председателя дирекции. Через год он возглавил департамент сотрудничества в области транспорта и коммуникаций Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.

Где бы ни работал Степан Ильич, будь то начальник отдела регулирования в области транспорта и связи, начальник отдела транспорта и коммуникаций Исполнительного комитета СНГ, его действия всегда были масштабными, направленными на достижение высочайшего уровня интеграции транспортных систем СНГ, совершенствование правовой базы и организационной структуры управления.

Выступая 2–3 апреля 2001 года на научно-практической конференции в Санкт-Петербурге с основным докладом, академик Международной академии транспорта С.И. Шкапич, в частности, сказал: «В секторе международных перевозок необходимо еще более активно следовать приоритету межгосударственного протекционизма в отношении отечественных перевозчиков, понимая этот термин в его позитивном звучании, оперируя его синонимами: импортозамещение в секторе транспортных услуг, снижение зависимости от иностранного флота и иностранных портов. Ведь это – понятия геополитики, национальной безопасности государств СНГ».

Богатейший опыт и накопленные знания Степана Ильича пригодились и Министерству иностранных дел Республики Беларусь – на протяжении пяти лет Шкапич работал советником Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации.

В 2008 году ему предложили возглавить ПРУП «Брестский электротехнический завод» Белорусской железной дороги. Степан Ильич со свойственными ему энергией и энтузиазмом взялся за новое для себя дело. В наши дни это предприятие является открытым акционерным обществом, которое полностью удовлетворяет потребности Белорусской железной дороги в выпускаемой продукции, а также осуществляет поставки на объекты капитального строительства и для эксплуатационных нужд железных дорог и промышленных предприятий России, Казахстана, Украины, Грузии, Чехии, Азербайджана, Узбекистана, стран Балтии.

Нет никаких сомнений в том, что, на каком бы предприятии ни работал Шкапич, оно всегда будет обречено только на успех.

Игорь Петровский 

Транспортный вестник
25.10.2012

К списку новостей за 2012 год