Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

18 октября 2012 г. в информационно-выставочном центре Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси состоится презентация научно-популярного издания «История Белорусской железной дороги. Из века XIX в век XXI»

17 октября 2012

К презентации отделом редких книг и рукописей Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси организована выставка «Беларуская чыгунка: ад мінулага да сучаснага», на которой представлено более 100 документов XIX–XXI вв. из фондов библиотеки, рассказывающих о 150-летней истории белорусской стальной магистрали. Среди них – работы профессора политической экономии Петербургского университета Павла Георгиевского «Исторический очерк развития путей сообщения в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1893) и общественного деятеля, писателя Алексея Головачева «История железнодорожного дела в России» (Санкт-Петербург, 1881).

В «Полном собрании законов Российской империи» опубликованы официальные документы высших органов власти, в приложениях к отдельным томам – образцы формы одежды работников транспорта XIX в.

О работе в сложных условиях свидетельствуют документы военных лет, например, «Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений» (Москва, 1916). Указатель предваряет сообщение: “Ввиду чрезвычайных обстоятельств… в настоящем выпуске Указателя расписания поездов дорог театра войны помещены в пределах возможного движения их.

Отдельные документы, представленные на экспозиции, имеют свою собственную интересную историю. На книге «Железная дорога по декретам и распоряжениям РСФСР» (Москва, 1922), сохранился штамп Оперативного Штаба Рейхсляйтера Розенберга («Sichergestellt durch Einsatzstab RR. Reval».

На выставке – очень редкие издания военного времени о деятельности железной дороги на оккупированной территории: напечатанное немцами в Варшаве в 1942 г. «Расписание формирования товарных поездов» («Güterzugbildungsvorschriften») и один из первых очерков о легендарном командире партизанского соединения, действовавшего в районе Витебск–Орша–Смоленск, Герое Советского Союза Константине Заслонове (Э. Виленский. Сын Белоруссии. Москва, 1943).

Как известно, в 1942–1944 гг. Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования возглавлял Пантелеймон Пономаренко. В свое время он окончил Московский институт инженеров транспорта, работал на железнодорожной дороге. На некоторых книгах из коллекции П. Пономаренко из фондов ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси сохранились дарственные надписи авторов. Так, на книге «Труды Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского» (Москва, 1945) –надпись видного ученого в области паровозостроения, академика АН СССР Сергея Сыромятникова: «Пантелеймону Кондратьевичу Пономаренко на добрую память от МЭМИИТ. Академик [подпись] С.П. Сыромятников… 25.I.1946. г. Минск».

В качестве иллюстративного материала в экспозиции использованы плакаты 1960–70-х гг., подготовленные работниками Белорусской железной дороги.

 

http://csl.bas-net.by/anews1.asp?id=29327

К списку новостей за 2012 год