Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

К 150-летию Белорусской железной дороги. Баста! Год 1918: дорога как объект противоречий

13 сентября 2012

Революционные события 1917 года послужили катализатором процесса формирования новых государственных образований на просторах бывшей Российской империи. Так, 7 ноября 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР), а 9 марта 1918-го – Белорусская Народная Республика (БНР). В процессе провозглашения БНР и УНР встал вопрос о государственной принадлежности части Полесья, входившей в состав Гродненской и Минской губерний. В соответствии с подписанным 2 января 1918 года мирным договором между Украиной с одной стороны, Германией, Турцией, Австро-Венгрией и Болгарией – с другой Украине была передана оккупированная немецкими войсками часть Западного Полесья.

1 марта 1918-го немцами был занят Гомель, а в конце месяца произошла официальная передача УНР Мозырского, Речицкого и Гомельского уездов. Они вошли в состав Дреговичской земли – новообразованной административно-территориальной единицы УНР, центром которой был определен Мозырь. Управление железной дорогой было переподчинено Киеву. Создатели же БНР границы государства определяли на основе этнической территории, отнеся к ним все земли, где жил и имел численное преимущество белорусский народ, а именно Могилевщину, белорусские части Минщины, Виленщины, Гродненщины, Витебщины, Смоленщины, Черниговщины и смежные части соседних губерний, заселенных белорусами. В результате белорусское Полесье было объявлено частью территории провозглашенной БНР.

В 20-х числах апреля 1918 года в Киеве состоялись белорусско-украинские переговоры, одной из главных тем которых стал территориально-пограничный вопрос. Ссылки белорусской стороны на используемый в международной практике этнический принцип определения границ и предложение провести размежевание по границам Минской и Гродненской областей были приняты к сведению. Не высказывая сомнений в белорусском характере местного населения, украинская делегация открыто заявляла о стратегическом значении для Украины полесских коммуникаций – бассейна Припяти и железной дороги Брест–Пинск–Гомель. 30 апреля 1918 года в Украине произошла смена власти: Центральную раду сменило правительство гетмана П.Скоропадского, которое предприняло шаги по усилению интеграции белорусских территорий. Особое значение было уделено железным дорогам. МПС в отношении от 4 июня 1918 года разъясняло, что в состав Полесской железной дороги Украинской державы входит железнодорожная линия от ст. Брест-Литовский до Гомеля, в состав Подольской железной дороги – линия от  ст. Шепетовка до Жлобина. Делопроизводство переводилось на украинский язык.

В июле 1918-го в Гомеле вспыхнула крупнейшая за период немецкой оккупации забастовка рабочих и служащих Либаво-Роменской и Полесских железных дорог, организованная в поддержку общеукраинской железнодорожной забастовки. Стачечный комитет разработал и распространил инструкцию по проведению забастовки итальянского типа*.

Стачком действовал наступательно, и власти перешли к методам нажима. Железнодорожный узел и мастерские Либаво-Роменской железной дороги были оцеплены украинской «державной вартой». Начались аресты. Стачком созвал митинг железнодорожников, где высказались за продолжение забастовки до полного удовлетворения требований. Изменился и характер действий: все рабочие и служащие не вышли на рабочие места. Работа узла была парализована, что прямо затрагивало интересы немецких оккупационных властей. Их ответ оказался достаточно жестким: в течение двух дней – 18 и 19 июля – было арестовано 73 участника забастовки, за выдачу члена стачкома назначалась награда в 40 тыс. руб., объявлено об увольнении всех, кто не приступит к работе 21 июля. Аналогичные меры в тот момент принимались и в Украине. В начале августа железнодорожники возвратились, и работа дороги была полностью восстановлена.

Политическая ситуация обострилась осенью 1918-го, после того как 27 августа был подписан российско-германский протокол об эвакуации немецких войск с территории на восток от Березины, а в ноябре вспыхнула революция в Германии. Брестский мир был аннулирован со стороны советской России. Оккупационный режим пережил важные перемены: на фронтах и в войсковых формированиях власть взяли в руки солдатские советы. В Гомеле власть перешла к Большому совету солдатских депутатов  41-го (немецкого) резервного корпуса и его исполкому. Настроенные на окончание военных действий немецкие солдатские советы ставили целью обеспечение условий для организованной эвакуации своих войск.

17 декабря 1918 года в Мозыре состоялись переговоры представителей 41-го резервного корпуса и советской делегации. По достигнутой договоренности отрезок Калинковичи–Мозырь–Лунинец освобождался в тот же день, а Гомель–Речица–Калинковичи – 20 декабря. Для обеспечения условий полного вывода немецких формирований попытки насильственного захвата власти со стороны любых политических сил запрещались.

Однако ревком начал явочным порядком забирать власть в городе: отряды Красной гвардии взяли под контроль железнодорожный вокзал, арестовали начальника службы движения и не допускали выхода со станции никаких поездов, кроме немецких. Почувствовав прямую опасность вследствие потери контроля над железнодорожным узлом, в ситуацию решительно вмешался совет немецкого  41-го корпуса, заявив, что расценивает действия гомельского ревкома и советской делегации как нарушение мозырских договоренностей. По требованию немцев советская делегация покинула город, а пробольшевистский комитет железнодорожников, созданный ревкомом, был арестован.

В 20-х числах декабря красноармейские части взяли под контроль отрезок железной дороги от Гомеля до Жлобина, что дало ревкому новый стимул для штурма. 24 декабря он обратился к немецкому совету с ультиматумом о передаче власти, но получил в ответ только подтверждение о полномочиях Гомельской директории. Для охраны железнодорожного узла и города в Гомель были дополнительно введены части 47-й немецкой дивизии. В советско-германских отношениях возникло напряжение. Нарком иностранных дел РСФСР Г.Чичерин направил Министерству иностранных дел Германии Ноту Советского правительства,  в которой обвинил в срыве договоренностей немецкую сторону. Гомельский ревком при поддержке Могилевского губкома РКП (б) и командования Западного фронта Красной Армии организовал 26 декабря митинг железнодорожников, который признал необходимым развернуть общегородскую забастовку.

В последующие дни остановили работу железнодорожные мастерские и управление станции Гомель. Паровозы задерживались в депо, часть машинистов была вывезена за демаркационную линию. 30 декабря ситуацию в Гомеле обсудила общегородская рабочая конференция, созванная ревкомом и Центральным бюро профсоюзов, которая поддержала предложение о расширении забастовки до общегородской. В следующие два дня прекратили работу основные гомельские и новобелицкие предприятия, почта, телеграф, типография. Жизнь города была дезорганизована.

Забастовка вынудила немецкий совет 41-го корпуса пойти на переговоры с представителями ревкома, в результате которых было достигнуто компромиссное решение: немцы обязались оставить Гомель в течение 10 дней и не вмешиваться в подготовку введения советской власти в городе. Ревком со своей стороны  прекращал забастовку, создавая тем самым нормальные условия для эвакуации. 6 января 1919 года забастовка была полностью прекращена, а 14-го по железной дороге в направлении Речица–Калинковичи город покинули последние немецкие эшелоны. В 5 часов вечера того же дня со стороны Жлобина на станцию Гомель прибыли части Красной Армии.

* Забастовка итальянского типа – форма забастовки, в процессе которой все служащие, мастеровые и рабочие остаются на своих местах, но обязанностей не выполняют и работ не проводят. Поезда доходят до первой распределительной станции, где паровозы отцепляются и направляются в свои депо вместе со всеми паровозными служащими.

 

Валентина Голубева

Валентин Мазец

Подбор иллюстраций Валентины Яновской

 

http://transport-gazeta.by/index.php/article/2235/number/37/13-09-2012/basta-god-1918-doroga-kak-obekt-protivorechiy

13.09.2012

К списку новостей за 2012 год