К 150-летию Белорусской железной дороги. “… Удостоен Георгиевской медали”
26 июля 2012
На станции каждой живут патриоты –
Герои отважной и четкой работы.
Они не сдаются врагу никогда
И твердой рукою ведут поезда!
(В.И. Лебедев-Кумач)
Одним из факторов, который в условиях войны мог оказать решающее влияние на ее исход, являлось состояние транспортной инфраструктуры, особенно на той территории, которая находилась в непосредственной близости от театра военных действий или на которой непосредственно происходили военные баталии. Несомненно, ее нормальное функционирование не было бы возможным без слаженной, самоотверженной, а порой и героической работы железнодорожников.
15 марта 1916 года, выступая в Государственной думе, министр путей сообщения А.Ф. Трепов отметил, что объем работы железных дорог в условиях войны по сравнению с мирным временем вырос на 40-50 процентов, в результате чего железнодорожная сеть работала «с полным напряжением, большим, чем в мирное время, и если, тем не менее, слышатся нарекания на железные дороги, то основная причина этого лежит в том, что от железных дорог требуется значительно большая работа, чем та, которую они могут выполнить».
Наладить работу железнодорожной сети в условиях войны было задачей нелегкой, сродни ратному подвигу. Соответственной была и система поощрения трудового энтузиазма. Среди архивных материалов нередко встречаются документы такого рода: приказом «по войскам Гвардии и войскам I и XXX армейских корпусов от 5 августа 1916 года за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, награждается орденом св. Анны 3-й степени помощник начальника участка службы пути (ст. Молодечно) инженер-строитель Вольдемар-Виктор Карлович Лидеман».
За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий приказом Главнокомандующего армиями Западного фронта от 14 ноября 1916 года был награжден орденом св. Анны 3-й степени Фаддей Зброский помощник начальника службы движения Полесских железных дорог, инженер путей сообщения, титулярный советник.
В соответствии с аналогичными приказами от 22 и 25 декабря 1916 года ордена получили служащие Полесских железных дорог: св. Владимира 4-й степени – Сергей Никонорович Белявский, начальник службы движения Полесских железных дорог, коллежский советник, инженер путей сообщения; св. Станислава 2-й степени – Василий Александрович Стефанович-Лукьянов ревизор движения 4-го участка, коллежский секретарь. Такой же награды был удостоен начальник участка службы тяги инженер-технолог Полесских железных дорог Иустин Осипов, а старший счетовод материальной службы дворянин Иосиф Виляновской за труды, понесенные при условиях военного времени, был удостоен ордена св. Анны 2-й степени.
Серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте в декабре 1916 года была вручена Ивану Яцевичу, ревизору движения Полесских железных дорог, откомандированному на Либаво-Роменскую железную дорогу на должность начальника Гомельского узла.
В период усиленных оперативных перевозок войск, которые осуществлялись в августе и сентябре 1916-го, железнодорожники проводили поезда по участку Буды–Совейки Полесских железных дорог «под усиленным и весьма действительным обстрелом неприятельской тяжелой артиллерии». Выполнять свою работу им приходилось с опасностью для жизни, проявляя при этом самоотверженность и мужество, служа примером для других.
И это были не единичные случаи. Экстремальные условия работы не могли сломить железнодорожников, едва ли не ежедневно проявлявших чудеса героизма. В итоге росли списки награжденных: в соответствии с приказом командующего 2-й армией генерал-лейтенанта Веселовского от 12 июня 1817 года были награждены георгиевскими медалями 4-й степени машинисты Полесских железных дорог Иустин Маркович Кучеренко, Тимофей Илларионович Кирьяченко, Константин Александрович Тополев, Казимир Осипович Парфимович, Константин Васильевич Горин.
Георгиевские медали 4-й степени за самоотверженность и мужество, проявленные при осуществлении оперативных перевозок войск в августе и сентябре 1916 года, получили также сотрудники брестских пассажирских бригад: главный кондуктор почетный гражданин Орловской губернии Павел Иванович Попов, багажный кондуктор крестьянин Ошмянского уезда Иван Антонович Иодко, исполняющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Слонимского уезда Игнатий Осипович Пунько, исполняющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Виленского уезда Адам Яковлевич Садовский; сотрудники лунинецких товарных бригад: исполняющий обязанности заместителя кондуктора раздатчика крестьянин Пинского уезда Леон Иванович Румко, исполняющий обязанности старшего кондуктора крестьянин Гомельского уезда Андрей Васильевич Зеленков, главный кондуктор крестьянин Пружанского уезда Иван Павлович Соловей, исполняющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Пинского уезда Моисей Зиновьевич Баран, исполняющий обязанности старшего кондуктора крестьянин Слонимского уезда Алексей Васильевич Скобейко, исполняющий обязанности главного кондуктора крестьянин Речицкого уезда Федор Максимович Шатон, исполняющий обязанности главного кондуктора крестьянин Пинского уезда Иван Петрович Голякович, исполняющий обязанности старшего кондуктора крестьянин Слуцкого уезда Сергей Федорович Евтух, исполняющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Пинского уезда Иван Павлович Олексович, а также работники Привислинских железных дорог, уроженцы Беларуси: старший кондуктор Захарий Сильвестрович Варакса и тормозной кондуктор Константин Семенович Тарасевич.
18 июля 1917 года проявил распорядительность, пример и мужество начальник станции Синявка Тимофей Осипович Говш, который, управляя паровозом, производил маневры на станции и вывез под огнем неприятельской тяжелой артиллерии готовый состав в безопасное место, а затем остался на своем посту. За свой мужественный поступок на основании постановления Наградной думы 16-го железнодорожного батальона он был удостоен Георгиевской медали 4-й степени.
Георгиевская медаль – медаль Российской империи, учреждена 10 августа 1913 года вместо медали «За храбрость», учрежденной в 1878 году. Медаль имела круглую форму. На лицевой ее стороне изображен профиль Николая II, в 1917-м портрет царя был заменен на изображение св. Георгия. На обратной стороне – надпись «ЗА ХРАБРОСТЬ», номер медали и ее степень. Награжденному медалью полагалась ежегодная выдача денег: за 4-ю степень – 12 рублей. По смерти мужа вдова могла получать выдачу еще один год. В отличие от Георгиевского креста медаль могла выдаваться и гражданским лицам, которые совершили подвиги в бою против неприятеля.
Валентин Мазец
Транспортный вестник
26.07.2012
К списку новостей за 2012 год