Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

К 150-летию Белорусской железной дороги. “… Удостоен Георгиевской медали”

26 июля 2012

На станции каждой живут патриоты –
Герои отважной и четкой работы.
Они не сдаются врагу никогда
И твердой рукою ведут поезда!

(В.И. Лебедев-Кумач)

Одним из факторов, кото­рый в условиях войны мог оказать решающее влияние на ее исход, являлось состояние транспортной инфраструктуры, особенно на той территории, которая находилась в непосред­ственной близости от театра во­енных действий или на которой непосредственно происходили военные баталии. Несомненно, ее нормальное функционирова­ние не было бы возможным без слаженной, самоотверженной, а порой и героической работы же­лезнодорожников.

15 марта 1916 года, выступая в Государственной думе, министр путей сообщения А.Ф. Трепов от­метил, что объем работы желез­ных дорог в условиях войны по сравнению с мирным временем вырос на 40-50 процентов, в результате чего железнодорожная сеть работала «с полным напря­жением, большим, чем в мирное время, и если, тем не менее, слышатся нарекания на желез­ные дороги, то основная причина этого лежит в том, что от желез­ных дорог требуется значительно большая работа, чем та, которую они могут выполнить».

Наладить работу железнодорож­ной сети в условиях войны было задачей нелегкой, сродни ратному подвигу. Соответственной была и система поощрения трудового эн­тузиазма. Среди архивных мате­риалов нередко встречаются доку­менты такого рода: приказом «по войскам Гвардии и войскам I и XXX армейских корпусов от 5 августа 1916 года за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, награж­дается орденом св. Анны 3-й степе­ни помощник начальника участка службы пути (ст. Молодечно) ин­женер-строитель Вольдемар-Виктор Карлович Лидеман».

За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий приказом Главнокомандующего армиями Западного фронта от 14 ноября 1916 года был награжден орденом св. Анны 3-й степени Фаддей Зброский помощник начальника службы движения Полесских железных дорог, инженер путей сообщения, титулярный советник.

В соответствии с аналогичными приказами от 22 и 25 декабря  1916 года ор­дена получи­ли служащие Полесских железных до­рог: св. Влади­мира 4-й сте­пени – Сергей Никонорович Белявский, начальник службы дви­жения Полесских железных дорог, коллежский советник, инженер путей сообщения; св. Станисла­ва 2-й степени – Василий Александрович Стефанович-Лукьянов ревизор движения 4-го участка, коллежский секретарь. Такой же награды был удостоен начальник участка службы тяги инженер-технолог Полесских железных дорог Иустин Осипов, а старший счетовод материальной службы дворянин Иосиф Виляновской за труды, понесенные при условиях военного времени, был удостоен ордена св. Анны 2-й степени.

Серебряная медаль с надпи­сью «За усердие» для ношения на шее на Владимирской ленте в декабре 1916 года была вручена Ивану Яцевичу, ревизору движе­ния Полесских железных дорог, откомандированному на Либаво-Роменскую железную дорогу на должность начальника Гомельского узла.

В период усиленных оператив­ных перевозок войск, которые осуществлялись в августе и сентябре 1916-го, железнодорож­ники проводили поезда по участ­ку Буды–Совейки Полесских же­лезных дорог «под усиленным и весьма действительным обстрелом неприятельской тяжелой артил­лерии». Выполнять свою работу им приходилось с опасностью для жизни, проявляя при этом самоот­верженность и мужество, служа примером для других.

И это были не единичные слу­чаи. Экстремальные условия рабо­ты не могли сломить железнодо­рожников, едва ли не ежедневно проявлявших чудеса героизма. В итоге росли списки награжден­ных: в соответствии с приказом командующего 2-й армией генерал-лейтенанта Веселовского от 12 июня 1817 года были награждены георгиевскими медалями 4-й степени машинисты Полесских железных дорог Иустин Маркович Кучеренко, Тимофей Илларионович Кирьяченко, Константин Александрович Тополев, Казимир Осипович Парфимович, Константин Васильевич Горин.

Георгиевские медали 4-й степени за самоотверженность и мужество, про­явленные при осу­ществле­нии опе­ративных перевозок войск в августе и сентябре 1916 года, получили также со­трудники брестских пассажир­ских бригад: главный кондуктор почетный гражданин Орловской губернии Павел Иванович Попов, багажный кондуктор крестьянин Ошмянского уезда Иван Антоно­вич Иодко, исполняющий обязан­ности тормозного кондуктора крестьянин Слонимского уезда Игнатий Осипович Пунько, испол­няющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Виленского уезда Адам Яковлевич Садов­ский; сотрудники лунинецких товарных бригад: исполняющий обязанности заместителя кон­дуктора раздатчика крестьянин Пинского уезда Леон Иванович Румко, исполняющий обязанности старшего кондуктора крестьянин Гомельского уезда Андрей Василь­евич Зеленков, главный кондуктор крестьянин Пружанского уезда Иван Павлович Соловей, испол­няющий обязанности тормозного кондуктора крестьянин Пинско­го уезда Моисей Зиновьевич Ба­ран, исполняющий обязанности старшего кондуктора крестьянин Слонимского уезда Алексей Ва­сильевич Скобейко, исполняю­щий обязанности главного кон­дуктора крестьянин Речицкого уезда Федор Максимович Шатон, исполняющий обязанности главного кондуктора крестьянин Пинского уезда Иван Петрович Голякович, исполняющий обязан­ности старшего кондуктора кре­стьянин Слуцкого уезда Сергей Федорович Евтух, исполняющий обязанности тормозного кондук­тора крестьянин Пинского уез­да Иван Павлович Олексович, а также работники Привислинских железных дорог, уроженцы Бе­ларуси: старший кондуктор Захарий Сильвестрович Варакса и тормозной кондуктор Константин Семенович Тарасевич.

18 июля 1917 года проявил рас­порядительность, пример и мужество начальник станции Синявка Тимофей Осипович Говш, кото­рый, управляя паровозом, про­изводил маневры на станции и вывез под огнем неприятельской тяжелой артиллерии готовый со­став в безопасное место, а затем остался на своем посту. За свой мужественный поступок на основании постановления Наградной думы 16-го железнодорожного батальона он был удостоен Георги­евской медали 4-й степени.

Георгиевская медаль – медаль Рос­сийской империи, учреждена 10 ав­густа 1913 года вместо медали «За храбрость», учрежденной в 1878 го­ду. Медаль имела круглую форму. На лицевой ее стороне изображен про­филь Николая II, в 1917-м портрет царя был заменен на изображение св. Георгия. На обратной стороне – над­пись «ЗА ХРАБРОСТЬ», номер медали и ее степень. Награжденному меда­лью полагалась ежегодная выдача де­нег: за 4-ю степень – 12 рублей. По смерти мужа вдова могла получать выдачу еще один год. В отличие от Георгиевского креста медаль могла выдаваться и гражданским лицам, которые совершили подвиги в бою против неприятеля.

Валентин Мазец 

Транспортный вестник

26.07.2012

К списку новостей за 2012 год