Традиция творить благо
19 июля 2012
К 150-летию Белорусской железной дороги
Ориентация на благотворительность, проявившуюся в деятельности первых общественных организаций и движений на белорусских землях еще в XIX веке, стала их фундаментальной, традиционной установкой в последующие годы. Особое распространение получили благотворительные организации и общества взаимопомощи в годы Первой мировой войны.
Первая мировая война явилась временем суровых испытаний и для железнодорожного транспорта, и для самих железнодорожников. В тяжелых условиях они стремились не только хорошо выполнять свои непосредственные обязанности по обеспечению перевозок, но и оказывать посильную благотворительную помощь воинам. В ходе Первой мировой войны был создан Центральный комитет служащих Полесских железных дорог по организации помощи больным и раненым воинам. В состав данной благотворительной организации входили О.Редчиц, Л.Каменская, О.Российская, З.Майстренко, И.Ляхов, К.Крамич, В.Матвеев, К.Жуевский, АДьянов, А.Верховский, А.Мейер.
Центральный комитет служащих Полесских железных дорог ассигновал на протяжении 1916 года значительные суммы на обеспечение питания для больных и раненых в дополнение к тем, которые отпускал Красный Крест. Имелись и другие статьи расхода. Так, на субсидирование Гомельского лазарета для нижних чинов выделялось 500 рублей ежемесячно, на помощь нуждающимся полевых лазаретов г. Гомеля - 300 рублей, на годовые пенсии инвалидам через «Братскую и повсеместную помощь увечным воинам» - 700 рублей, что в целом составляло 1500 рублей ежемесячно. К началу 1917-го на попечении данного комитета находились лазареты: Виленский офицерский, Гомельский и Тверской для нижних чинов и пять полевых г. Гомеля.
Однако в 1917 году проявились финансовые затруднения. На одном из заседаний Центрального комитета служащих Полесских железных дорог выяснилось, что средства кассы имеют тенденцию к уменьшению. И если в 1916-м по состоянию на 1 марта в ней насчитывалось 23 590 рублей 3 копейки, то в 1917 году имелось всего 19 502 рубля 60 копеек. Причем рост средств центрального комитета практически прекратился вследствие неимоверной дороговизны пищевых и прочих продуктов, употребляемых в лазаретах Полесских железных дорог. Возможность их убыли в ближайшем будущем не просматривалась.
И все же, несмотря на все трудности и довольно мрачные перспективы, собрание представителей служащих Полесских железных дорог решило не омрачать радость в предпраздничные дни и выделило на улучшение пасхального стола в лазаретах и на выдачу наградных служащим лазаретов 625 рублей. Данная сумма была распределена следующим образом: Виленскому офицерскому лазарету - 75 рублей. Причем эта сумма увеличивалась из расчета 5 рублей на каждого больного, который окажется в лазарете на 28 марта, если сумма по означенному расчету превысит 75 рублей;
Гомельскому лазарету для нижних чинов - 100 рублей;
Тверскому лазарету для нижних чинов - 150 рублей;
пяти полевым лазаретам г. Гомеля - 300 рублей.
Одним из проверенных способов пополнения средств организации (помимо взносов или единовременных пожертвований) было проведение благотворительных вечеров и концертов. К примеру, в январе 1917 года в Гомеле состоялись благотворительные литературно-музыкально-вокальные вечера и поставлен спектакль на станции Жудилово. Результат этих мероприятий - пополнение кассы центрального комитета на 794 рубля 34 копейки.
В качестве поощрения особо отличившихся в «Вестнике Полесских железных дорог» публиковались слова глубокой благодарности тем, кто приложил особое усердие в деле сбора пожертвований. Например, в №№10-11 1917 года было отмечено особое усердие в деле сбора пожертвований со служащих торгового дома «Треугольник» на усиление средств центрального комитета артельщика вышеназванного дома М.Т. Кузьменко.
Благотворительная помощь оказывалась как централизованная, так и персональная, когда от раненых воинов поступали на то ходатайства. После предварительной проверки принималось решение. С января 1917 года было решено выдать годовые пенсии Николаю Петровичу Саврасову, Семену Степановичу Максименко и Федору Степановичу Горобе.
Получавшие пособия по инвалидности нижний чин М.А. Греч, унтер-офицер флота И.Р. Плющ и унтер-офицер Шимохин в январе 1917-го направили письма, в которых высказывали свою сердечную благодарность Центральному комитету служащих Полесских железных дорог за проявленную заботу и участие в их судьбе. По мере возможности Центральный комитет служащих Полесских железных дорог направлял в действующую армию для солдат подарки. Так, в конце 1916 года по письменным просьбам воинов были отосланы в действующую армию одна гармония, четыре балалайки, три бритвенных прибора, из них один поступил как пожертвование от служащего управления, и машинки для стрижки волос. «Означенные предметы, - отметил «Вестник Полесских железных дорог» в №№6-7 1917 года, - дошли по назначению и вызвали искренний порыв радости и благодарности у наших защитников по отношению к жертвователям».
Об этом же свидетельствуют и письма, которые дошли до нас из уже далекого прошлого. 13 февраля 1917 года из действующей армии от младшего унтер-офицера 2-й роты пехотного полка Алексея Попика в Центральный комитет служащих Полесских железных дорог поступило письмо, в котором он отмечал: «Имеем честь уведомить вас, что мы получили вами посланные гостинцы, машинки и весь бритвенный прибор, за что покорнейше благодарим. ...По получении мною ваших гостинцев начала стричься и бриться почти вся рота, и от многих благодарность вам за ваши добродетельные чувства, и теперь все побриты и подстрижены, хоть женись и уезжай».
Рядовой Николай Балашев писал: «Сердечное спасибо, дорогие братья, за ваши подарки. Глубоко тронуты, что вы не забываете нас, воинов, страждущих на полях брани. Своими
непрестанными заботами о нас вы вливаете нам силы и энергию для дальнейшей борьбы с врагом до победоносного конца». Еще одно из писем, поступившее в Центральный комитет служащих
Полесских железных дорог, содержало следующие строки: «Сердечно благодарим за выразительные ваши чувства к томящимся так долго защитникам Родины и подарки. Подарки очень важные,
особенно иголки, перчатки и бумага, что необходимо в окопах. Будем вечно вам благодарны. Да поможет Бог сбросить это тяжелое бремя – окопы в пинских болотах».
Валентина МАЗЕЦ
Транспортный вестник
19.07.2012
К списку новостей за 2012 год