Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Традиция творить благо

19 июля 2012

К 150-летию Белорусской железной дороги

Ориентация на благотворительность, проявившуюся в деятельности первых общественных организаций и движений на белорусских землях еще в XIX веке, стала их фундаментальной, традиционной установкой в последующие годы. Особое распространение получили благотворительные организации и общества взаимопомощи в годы Первой мировой войны.

Первая мировая война явилась време­нем суровых испытаний и для железнодо­рожного транспорта, и для самих желез­нодорожников. В тяжелых условиях они стремились не только хорошо выполнять свои непосредственные обязанности по обеспечению перевозок, но и оказывать посильную благотворительную помощь во­инам. В ходе Первой мировой войны был создан Центральный комитет служащих Полесских железных дорог по организа­ции помощи больным и раненым воинам. В состав данной благотворительной орга­низации входили О.Редчиц, Л.Каменская, О.Российская, З.Майстренко, И.Ляхов, К.Крамич, В.Матвеев, К.Жуевский, АДьянов, А.Верховский, А.Мейер.

Центральный комитет служащих Полес­ских железных дорог ассигновал на про­тяжении 1916 года значительные суммы на обеспечение питания для больных и раненых в дополнение к тем, которые от­пускал Красный Крест. Имелись и другие статьи расхода. Так, на субсидирование Гомельского лазарета для нижних чинов выделялось 500 рублей ежемесячно, на помощь нуждающимся полевых лазаре­тов г. Гомеля - 300 рублей, на годовые пенсии инвалидам через «Братскую и по­всеместную помощь увечным воинам» - 700 рублей, что в целом составляло 1500 рублей ежемесячно. К началу 1917-го на попечении данного комитета находились лазареты: Виленский офицерский, Гомельский и Тверской для нижних чинов и пять полевых г. Гомеля.

Однако в 1917 году проявились финан­совые затруднения. На одном из заседа­ний Центрального комитета служащих Полесских железных дорог выяснилось, что средства кассы имеют тенденцию к уменьшению. И если в 1916-м по состо­янию на 1 марта в ней насчитывалось 23 590 рублей 3 копейки, то в 1917 году имелось всего 19 502 рубля 60 копеек. Причем рост средств центрального коми­тета практически прекратился вследствие неимоверной дороговизны пищевых и про­чих продуктов, употребляемых в лазаретах Полесских железных дорог. Возможность их убыли в ближайшем будущем не просматривалась.

И все же, несмотря на все трудности и довольно мрачные перспективы, собрание представителей служащих Полесских же­лезных дорог решило не омрачать радость в предпраздничные дни и выделило на улуч­шение пасхального стола в лазаретах и на выдачу наградных служащим лазаре­тов 625 рублей. Данная сумма была распреде­лена следующим образом: Виленскому офицерскому ла­зарету - 75 ру­блей. Причем эта сумма увеличива­лась из расчета 5 рублей на каж­дого больного, ко­торый окажется в лазарете на 28 марта, если сумма по означенному расчету превысит 75 рублей;

Гомельскому лазарету для нижних чинов - 100 рублей;

Тверскому лазарету для ниж­них чинов - 150 рублей;

пяти полевым лазаретам г. Го­меля - 300 рублей.

Одним из проверенных способов пополнения средств организации (помимо взносов или единовремен­ных пожертвований) было прове­дение благотворительных вечеров и концертов. К примеру, в январе 1917 года в Гомеле состоялись бла­готворительные литературно-музыкально-вокальные вечера и поставлен спектакль на станции Жудилово. Результат этих мероприятий - пополнение кас­сы центрального комитета на 794 рубля 34 копейки.

В качестве поощрения особо отличив­шихся в «Вестнике Полесских железных дорог» публиковались слова глубокой благодарности тем, кто приложил осо­бое усердие в деле сбора пожертвований. Например, в №№10-11 1917 года было отмечено особое усердие в деле сбора пожертвований со служащих торгового дома «Треугольник» на усиление средств центрального комитета артельщика выше­названного дома М.Т. Кузьменко.

Благотворительная помощь оказывалась как централизованная, так и персональная, когда от раненых воинов поступали на то ходатайства. После предварительной проверки принималось решение. С января 1917 года было решено выдать годовые пенсии Николаю Петровичу Саврасову, Семену Степановичу Максименко и Фе­дору Степановичу Горобе.

Получавшие пособия по инвалидности нижний чин М.А. Греч, унтер-офицер флота И.Р. Плющ и унтер-офицер Шимохин в ян­варе 1917-го направили письма, в которых высказывали свою сердечную благодар­ность Центральному комитету служащих Полесских железных дорог за прояв­ленную заботу и участие в их судьбе. По мере возможности Центральный комитет служащих Полесских железных дорог направлял в действующую армию для солдат подарки. Так, в конце 1916 года по письменным просьбам воинов бы­ли отосланы в действующую армию одна гармония, четыре балалайки, три бритвен­ных прибора, из них один поступил как пожертвование от служащего управления, и машинки для стрижки волос. «Означен­ные предметы, - отметил «Вестник По­лесских железных дорог» в №№6-7 1917 года, - дошли по назначению и вызвали искренний порыв радости и благодарно­сти у наших защитников по отношению к жертвователям».

Об этом же свидетельствуют и письма, которые дошли до нас из уже далекого про­шлого. 13 февраля 1917 года из действу­ющей армии от младшего унтер-офицера 2-й роты пехотного полка Алексея Попика в Центральный комитет служащих Полес­ских железных дорог поступило письмо, в котором он отмечал: «Имеем честь уведо­мить вас, что мы получили вами посланные гостинцы, машинки и весь бритвенный прибор, за что покорнейше благодарим. ...По получении мною ваших гостинцев начала стричься и бриться почти вся ро­та, и от многих благодарность вам за ваши добродетельные чувства, и теперь все побриты и подстрижены, хоть женись и уезжай».

Рядовой Николай Балашев писал: «Сердечное спасибо, до­рогие братья, за ваши подарки. Глубоко тронуты, что вы не забываете нас, воинов, страж­дущих на полях брани. Своими непрестанными заботами о нас вы вливаете нам силы и энергию для дальнейшей борьбы с вра­гом до победоносного конца». Еще одно из писем, поступившее в Центральный комитет служащих Полесских железных дорог, содержало следующие строки: «Сердечно благодарим за выразительные ваши чувства к томящимся так долго защитникам Ро­дины и подарки. Подарки очень важные, особенно иголки, перчатки и бумага, что необходимо в окопах. Будем вечно вам благодарны. Да поможет Бог сбросить это тяжелое бремя – окопы в пинских болотах».
 

Валентина МАЗЕЦ

 

Транспортный вестник

19.07.2012

К списку новостей за 2012 год