Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Музей истории

30 июля 2012

Благодаря текучести времени всё материальное имеет свою историю возникновения и существования. Города, здания, памятники также живут своей отличной от людей жизнью, как и леса, поля и реки. Брестский вокзал не просто образец архитектуры крепостного стиля XIX века, но и окаменевшее свидетельство культуры, человеческой мысли бывших поколений, причастных к строительству городского вокзала. И историко-политический музей вокзала станции Брест-Центральный бережно хранит всё, что связано с подписью императора России Александра II под словом «Повелеваю».

Именно своим самодержавным решением он почти 150 лет назад проложил путь Смоленско-Брестской железной дороги, несмотря на мнение многочисленных экспертов о нецелесообразности этого направления. Колею длиной в 650 километров из демидовской стали, связующую эти два города, проложили в рекордные сроки – за полтора года, и в 1871 году по ней уже было открыто сообщение. А 28 мая 1886 года, предварительно выкупив у городских властей Берестья землю, царское правительство закончило возведение и обустройство вокзала. Строили в то время на совесть, о чём и говорят толщина 80- сантиметровых стен, 4,7 тысячи квадратных метров глубинных подвалов с уникальной по сей день системой вытяжек. А в 1888 году вокзал электрифицировали, что в то время было редкостью. Строение, как и люди, участвовало в Первой мировой войне, видело смерть и голод, людские слёзы и разруху. Согласно Рижскому договору 1921 года, оно, как и вся Западная Белоруссия, отошло к Польше как Брест-Литовский вокзал, и в 1929 году его реконструировали в стиле барокко, крышу положили черепицей. При освобождении Западной Белоруссии частями Красной Армии в 1939 году вокзал лишился своей главной жизненной артерии – железнодорожных путей. Всё приходилось накануне войны восстанавливать по-новому. Защита здания в июне 1941 года – особая страница в музейной истории, и даже фашисты, понимая его архитектурную ценность, не взорвали вокзал. Послевоенная реконструкция здания началась с 1953 года и продолжалась около четырёх лет. Здесь уже преобладал стиль ампир, применялся гранит и мрамор, на смену польской черепице на крышу пришла советская жесть, строители возвели новые пристройки кассового зала, а на центральной башне появилась пятиконечная звезда.

На своём веку вокзал повидал и российских императоров, и политических руководителей СССР, и многих мировых знаменитостей. Об этом говорят исторические документы и фотографии музея, на стендах которого отражена более чем 125-летняя история этого памятника архитектуры, внесённого в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Сейчас здание реконструируют, и его новый облик вскоре станет тоже частью истории жизни Брестского вокзала.

Валерий Державин

Брестский вестник
26.07.2012

К списку новостей за 2012 год