Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

На пути в политику

21 июня 2012

Железнодорожники Беларуси и выборы в Государственную думу Российской империи

11 декабря 1905 года, в самый разгар революции 1905— 1907 годов, Николай II подписал указ о выборах в Государственную думу. Это означало, что в Российской империи, которая изначально строилась на самодержавной власти, должен появиться парламент. С провозглашением думских выборов появилось и неизвестное ранее явление - легальная политическая агитация, которая распространилась и на железные дороги.

Уже 12 января 1906 года Управление железных дорог Министерства путей сообщения издает циркуляр начальникам казенных железных дорог, а также директорам и управляющим частных, в котором констатирует, что в местные управления некоторых дорог нередко начали поступать от разных союзов, бюро, партий и других обществ печатные воззвания для распространения между служащими дороги с целью ознакомления их со взглядами этих партий ввиду предстоящих выборов в Государственную думу. Начальник Управления железных дорог инженер генерал-майор Шауфус приказывал всем отделениям железных дорог не допускать распространения каких бы то ни было воззваний без предварительной отправки их чинам жандармских полицейских железнодорожных управлений, предоставляя таким образом данную сферу на их усмотрение и ответственность.

27 февраля 1906 года из управления Московско-Брестской железной дороги поступил запрос на имя начальника Управления железных дорог в Петербурге: «Согласно правилам о выборах в Государственную думу в таковых участвуют дорожные мастера, артельные старосты, начальники станций, их помощники, машинисты, их помощники и другие младшие агенты в тех местах, где станции находятся вблизи городов. Это допустимо без ущерба для службы. В тех же местах, где уезды расположены от линии на значительном расстоянии, как, например, Дорогобужский - в 25 верстах, Сенненский - в 40 верстах и Новопрудский - в 60 верстах, участие служащих в выборах вызывает перерыв в движении. Прошу распоряжений».

По данному запросу Министерство путей сообщения обратилось за разъяснениями в Министерство внутренних дел, откуда 6 марта 1906 года пришел ответ: участие в думских выборах не освобождает железнодорожных служащих от исполнения служебных обязанностей. Затем МПС сообщило управлению Московско-Брестской железной дороги сведения о том, кто может участвовать в парламентских выборах: «Именным Высочайшим Указом от 11-го декабря 1905 г. ... право участия в выборах в Государственную думу распространено и на железнодорожных служащих, за исключением нижних служителей и рабочих».

Во время подготовки к избирательной кампании выяснилось: в имперском законодательстве нет достаточно четкого определение понятия «железнодорожный рабочий», и уже на завершающем этапе избирательной кампании МПС было вынуждено заняться не свойственной ему работой - срочно подготовить следующий ответ на этот вопрос: «К категории рабочих должны быть отнесены все служащие, обязанности которых заключаются: 1) в физическом труде, не требующем каких-либо специальных знаний; 2) труд и обязанности которых не связаны с индивидуальностью служащего или рабочего, т.е. таких служащих можно заменить во всякое время любым физически здоровым лицом». По этому разъяснению из списка избирателей были исключены кочегары, ламповщики, газовщики, сцепщики, младшие стрелочники, сигналисты блок-постов, водоливы и смазчики станционных поездов.

После всех урегулирований в Минской губернии было 2017 потенциальных избирателей от железнодорожных мастерских. Согласно закону о выборах в Государственную думу избирать уполномоченного по многоступенчатой избирательной системе могли только те депо, в которых количество рабочих и мастеровых в возрасте 25 и больше лет на момент выборов превышало 50 человек. Мелкие железнодорожные мастерские и депо были лишены права участвовать в выборах в качестве самостоятельной организации.

Надо признать, что избирательный закон был далек от совершенства. Так, мастерские и депо с общим количеством избирателей 50 человек посылали в губернию одного уполномоченного, двух могли послать только те организации, которые имели численность избирателей больше 1000 человек. Таким образом, депо Лунинец с общим количеством избирателей 65 человек выбирало одного уполномоченного, столько же могли послать в Минск железнодорожники депо Пинск с общим коли­чеством избирателей 917 человек.

Избранные уполномоченными железнодорожники вместе с остальными уполномоченными собирались на губернский съезд, который избирал уже непосредственно депутатов думы.

Управление железных дорог в Санкт-Петербурге особенно интересовал ход выборов в железнодорожных мастерских, которые еще недавно бастовали. Поэтому управления отделенных дорог присылали короткие сообщения в столицу империи, характеризующие общую ситуацию. Например, 17 марта 1906 года начальник Московско-Брестской железной дороги отправил в Петербург телеграмму: «Как в Московских, так и в Минских мастерских выборы состоялись благополучно». 19 марта 1906 года в Петербург телеграфировал начальник Риго-Орловской железной дороги о том, что и на станции Могилев выборы прошли успешно. Подобные сообщения приходили со станций Ново-Вилейск, Минск, Жлобин, Словск и Гомель Либаво-Роменской дороги.

Но иногда ситуация выходила из-под контроля. Во время вторых думских выборов в депо Московско-Брестской железной дороги на станции Минск произошли события, о которых архивный документ рассказывает так: «В здании малого ремонта вагонов при депо Минск Московско-Брестской железной дороги производились выборы упол­номоченного от рабочих и мастеровых в количестве 81 человека под пред­седательством избранного большинством голосов токаря Михаила Азаркевича. При подсчете записок число таковых оказалось больше числа избирателей. Проверить избирателей и возобновить выборы оказалось невозможным, так как многие из участвовавших разошлись раньше закрытия заседания, а потому постановили считать выборы 21/1 1907 г. не состоявшимися и ходатайствовать о разрешении новых выборов».

Повторные состоялись 31 января 1907 года, о чем минский полицмейстер сразу же сообщил губернатору. В результате от рабочих мастерских Московско-Брестской железной дороги был избран уполномоченным крестьянин села Блудень Березовской волости Пружанского уезда Гродненской губернии Григорий Ярошевич-Хиенко, 33 года, православный; от рабочих Минского депо Либаво- Роменской железной дороги - крестьянин Узденской волости Игуменского уезда Антон Кисель, 26 лет, римокатолик. Как писал начальник минской полиции: «Означенные выше лица принадлежат к партии кадетов, под судом и следствием не состояли и не состоят, поведение, образ жизни и нравственные качества хорошие, в политическом отношении благонадежны...»

От Главных мастерских Полесских железных дорог в Пинске уполномоченным был избран Александр Мыльников, запасной старший унтер-офицер 2-го железнодорожного батальона, русский. Образование имел начальное, 29 лет, православный. Он был также избран на выборах выборщиков от рабочих минской группы для участия в губернском избирательном собрании по выборам членов в Государственную думу. С этого момента начинается интересная история. Вначале полиция информирует минского губернатора, что Мыльников принадлежит к умеренной политической партии, затем сведения были уточнены, и вышло, что кандидат-железнодорожник относился к крайней политической партии социал-демократов, а в конце поступила информация, что Мыльников даже содержался под стражей за участие в железнодорожной забастовке. Естественно, подобных людей царская власть пропускать в парламент не желала. Депутатом от белорусских железнодорожников стал инженер Вавжинец Путкамер.

Андрей Унучек

 

Транспортный вестник

21.06.2012
К списку новостей за 2012 год