1905-й…
07 июня 2012
Революция 1905 -1907 годов была спровоцирована январскими событиями 1905 года в Петербурге, когда 9 января многолюдная демонстрация в столице Российской империи направилась к Зимнему дворцу, чтобы вручить императору Николаю II так называемую петицию. Основными требованиями ее были: свобода и неприкосновенность личности; свобода слова, печати; свобода собраний; свобода совести (в вопросах религии), а также свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов. Шествие, которое организовалось в различных районах города, было расстреляно перед стенами Зимнего дворца. По официальным данным, было убито 96 человек и 333 ранены (из них 34 человека умерли от ран).
Петербургская демонстрация и трагические события, связанные с ней, происходили в условиях забастовок рабочих крупнейших заводов и мастерских, в том числе и по ведомству Министерства путей сообщения. Поэтому реакцией властей на эти события, названные Николаем II беспорядками, стало усиление охраны железных дорог. Де-факто это выразилось во введении военного положения на важнейшей транспортной системе империи. Одними из первых это ощутили рабочие Минских железнодорожных мастерских, которые с середины января 1905 года вынуждены были работать под военным конвоем. Более того, именно с этого времени железнодорожная жандармская полиция, которая раньше расследовала исключительно уголовные и административные преступления, получила задание заниматься политическим сыском на доверенном участке железных дорог.
Одновременно с властями на события «кровавого воскресенья» отреагировало и общество. Следует отметить, что реакция в белорусском обществе на трагические события в Петербурге была почти мгновенной. Одну из главных ролей здесь сыграли именно железнодорожники. В ответ на расстрел и репрессии 16 января 1905 года начинают забастовку служащие конной железной дороги в Минске. 1 февраля забастовка перекидывается на мастерские Минского отделения Московско-Брестской железной дороги. 8 февраля к ним присоединяются рабочие мастерских Либаво-Роменской железной дороги. Сама по себе ситуация была для имперских властей очень тревожной. И хотя в ходе забастовок в основном выдвигались требования экономического характера, но сам факт невыхода железнодорожников на работу приобретал явно политический оттенок.
29 января 1905 года в Санкт- Петербург на имя начальника управления железных дорог МПС от начальника Полесских железных дорог поступила телеграмма следующего содержания: «Сегодня после завтрака, в 9 часов, рабочие и мастеровые Пинских мастерских прекратили работу и заявили начальнику требование о приезде комиссии для разбора их претензий. Вечером выезжаю с начальниками тяги и пути для выяснения в Пинск». Не лишним будет сказать, что Пинские мастерские имели статус главных на Полесских железных дорогах, общая численность рабочих на начало 1905 года здесь составляла 1474 человека.
На следующий день рабочие Пинских мастерских составили петицию на имя начальника Полесских железных дорог, которая содержала следующие требования рабочих к администрации: «Рабочее время сократить до 8 часов в день. Жалование увеличить для получающих: а) менее 1 рубля — на 30 коп.; б) до 1 руб. 50 коп. - на 20 коп.; в) свыше 1 руб. 50 коп. - на 10 коп. в день [...]. Расценка работы должна быть установлена мастером совместно с комиссией от мастеровых и вывешена на видном месте в каждом цехе. Разрешить мастеровым учредить постоянную комиссию из своей среды для защиты своих интересов, возникающих по службе в мастерских» и др.
Приняв петицию, начальник Полесских железных дорог ответил, что размер зарплаты белорусских железнодорожных рабочих определялся в Петербурге, а не в Вильно. Большинство остальных требований обещал удовлетворить. Данное обещание, однако, не смогло погасить забастовочную волну, с новой силой поднявшуюся в феврале 1905-го на Полесских железных дорогах, начальник которых писал в Петербург в управление железных дорог, что 4 февраля 1905 года рабочие депо Лунинец передали ему требования об улучшении их быта и, возможно, начнут забастовку 9-10 февраля. Требования лунинецких работников были почти идентичны требованиям, выдвигаемым немного раньше в Пинске.
Практически одновременно в Вильно в адрес начальника Полесских железных дорог пришло сообщение из управления железных дорог, суть которого состояла в том, что увеличение зарплаты возможно только чернорабочим. Для всех остальных будут рассматриваться только конкретные случаи.
11 февраля 1905 года железные дороги европейской части Российской империи были объявлены на военном положении. Таким образом, участие в забастовке приравнивалось к уголовному преступлению и могло караться сроком заключения до 8 месяцев. В связи с тем, что право на легальную забастовку фактически отсутствовало, все ее участники подвергались серьезной угрозе оказаться в тюрьме. Справедливости ради нужно отметить, что власти тоже находились в очень непростой ситуации.
Общий рост политизации общества отразился на железных дорогах. 20-21 апреля в Москве был создан Всероссийский железнодорожный союз (ВСЖ) - первая общеимперская профессионально- политическая организация железнодорожников, которая 13 декабря 1905 года была запрещена и стала нелегальной. В состав ВСЖ вошли представители Московско-Брестской железной дороги. В октябре 1905-го было создано отделение ВСЖ в Минске, а 9 октября в будущей столице Беларуси состоялся съезд железнодорожников, который принял решение поддержать всеобщую железнодорожную забастовку.
12 декабря минский губернатор П.Курлов сообщал министру внутренних дел: «Делегаты забастовавших железнодорожных служащих разъезжают по некоторым линиям на самовольно составленных поездах с целью поддерживать по линии забастовку, произнося на станциях агитационные речи». Особо губернатор выделил Барановичи и связанные с ними события: «Местечко Барановичи.
Солдаты железнодорожной бригады отбивают арестованных. Полная забастовка Полесских железных дорог, объявляю Барановичи на военном положении. Минск. Забастовка продолжается, слабость гарнизона телеграфировал; все уезды объяты беспорядками, войск почти нет, нет их распоряжения [...]. На митинге в Барановичах солдаты сорвали погоны генерала Артемьева, побили его».
Забастовали не только рабочие и служащие-железнодорожники, но и солдаты железнодорожной бригады численностью 1000 человек, которая была переброшена в Беларусь с Дальнего Востока, где участвовала в Русско-японской войне. О настроении солдат можно судить из докладной записки Новогрудского уездного полицейского исправника на имя минского губернатора от 16 декабря 1905 года: «Политические убеждения нижних чинов бригады направлены к низвержению существующего государственного строя всеми возможными средствами, даже оружием в руках. Убеждения свои нижние чины не стеснялись высказывать местному населению. Не было ни одной сходки или митинга, где ни участвовали бы они большой массой...»
Движение на станции Барановичи в полном объеме было восстановлено только 17 декабря 1905 года. Для этого потребовалось привлечение дополнительных войск - сводного отряда 43-й дивизии под командованием генерал-лейтенанта Орлова. Положение было таким, что даже 300 новобранцев из Новогрудского уезда власти вынуждены сопровождать на железнодорожную станцию как военнопленных, под конвоем казаков, опасаясь как бы и они не забастовали. И это происходило в то время, когда формально беспорядки были уже прекращены.
Таким образом, события 1905 года показали, что на историческую авансцену вышла новая организованная социально-политическая сила - белорусские железнодорожники.
Андрей Унучек
Транспортный вестник
07.06.2012
К списку новостей за 2012 год