Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

1905-й…

07 июня 2012

Революция 1905 -1907 годов была спровоцирована январскими событиями 1905 года в Петербурге, когда 9 января многолюдная демонстрация в столице Российской империи направилась к Зимнему дворцу, что­бы вручить императору Николаю II так называемую петицию. Основными требованиями ее были: свобода и неприкосновенность личности; свобода слова, печати; свобода собраний; свобода совести (в вопросах ре­лигии), а также свобода потребительно-производительных и профессиональных рабочих союзов. Шествие, которое организовалось в различных районах города, было расстреляно перед стенами Зимнего дворца. По официальным данным, было убито 96 человек и 333 ранены (из них 34 человека умерли от ран).

Петербургская демонстра­ция и трагические со­бытия, связанные с ней, проис­ходили в условиях забастовок рабочих крупнейших заводов и мастерских, в том числе и по ведомству Министерства путей сообщения. Поэтому реакцией властей на эти события, назван­ные Николаем II беспорядками, стало усиление охраны железных дорог. Де-факто это выразилось во введении военного положения на важнейшей транспортной системе империи. Одними из первых это ощутили рабочие Минских желез­нодорожных мастерских, которые с середины января 1905 года вы­нуждены были работать под воен­ным конвоем. Более того, именно с этого времени железнодорожная жандармская полиция, которая раньше расследовала исключительно уголовные и администра­тивные преступления, получила задание заниматься политическим сыском на доверенном участке железных дорог.

Одновременно с властями на события «кровавого воскресе­нья» отреагировало и общество. Следует отметить, что реакция в белорусском обществе на тра­гические события в Петербурге была почти мгновенной. Одну из главных ролей здесь сыграли именно железнодорожники. В ответ на расстрел и репрессии 16 января 1905 года начинают забастовку служащие конной же­лезной дороги в Минске. 1 февра­ля забастовка перекидывается на мастерские Минского отделения Московско-Брестской железной дороги. 8 февраля к ним присоеди­няются рабочие мастерских Либаво-Роменской железной дороги. Сама по себе ситуация была для имперских властей очень тревож­ной. И хотя в ходе забастовок в основном выдвигались требования экономического характера, но сам факт невыхода железнодорожни­ков на работу приобретал явно политический оттенок.

29 января 1905 года в Санкт- Петербург на имя начальни­ка управления железных дорог МПС от начальника Полесских железных дорог поступила теле­грамма следующего содержа­ния: «Сегодня после завтрака, в 9 часов, рабочие и мастеровые Пинских мастерских прекратили работу и заявили начальнику требование о при­езде комиссии для разбора их претензий. Ве­чером выезжаю с начальниками тяги и пути для выяснения в Пинск». Не лишним будет сказать, что Пинские ма­стерские имели статус главных на Полесских железных дорогах, общая численность рабочих на на­чало 1905 года здесь составляла 1474 человека.

На следующий день рабочие Пинских мастерских составили петицию на имя начальника По­лесских железных дорог, которая содержала следующие требования рабочих к администрации: «Рабо­чее время сократить до 8 часов в день. Жалование увеличить для получающих: а) менее 1 рубля — на 30 коп.; б) до 1 руб. 50 коп. - на 20 коп.; в) свыше 1 руб. 50 коп. - на 10 коп. в день [...]. Расценка работы должна быть установле­на мастером совместно с комис­сией от мастеровых и вывешена на видном месте в каждом цехе. Разрешить мастеровым учредить постоянную комиссию из своей ­среды для за­щиты своих интересов, возникающих по службе в мастерских» и др.

Приняв пе­тицию, на­чальник По­лесских же­лезных дорог ответил, что размер зарплаты белорусских железнодорожных рабочих определялся в Петербур­ге, а не в Вильно. Большинство остальных требований обещал удовлетворить. Данное обещание, однако, не смогло погасить заба­стовочную волну, с новой силой поднявшуюся в феврале 1905-го на Полесских железных дорогах, начальник которых писал в Петербург в управление железных дорог, что 4 февраля 1905 года рабочие депо Лунинец передали ему требования об улучшении их быта и, возможно, начнут заба­стовку 9-10 февраля. Требова­ния лунинецких работников были почти идентичны требованиям, выдвигаемым немного раньше в Пинске.

Практически одновременно в Вильно в адрес начальника По­лесских железных дорог пришло сообщение из управления желез­ных дорог, суть которого состояла в том, что увеличение зарплаты возможно только чернорабочим. Для всех остальных будут рас­сматриваться только конкретные случаи.

11 февраля 1905 года железные дороги европейской части Российской империи были объявлены на военном положении. Таким образом, участие в забастовке приравнивалось к уголовному преступлению и могло караться сроком заключения до 8 месяцев. В связи с тем, что право на ле­гальную забастовку фактически отсутствовало, все ее участники подвергались серьезной угрозе оказаться в тюрьме. Справедли­вости ради нужно отметить, что власти тоже находились в очень непростой ситуации.

Общий рост политизации обще­ства отразился на железных доро­гах. 20-21 апреля в Москве был создан Всероссийский железно­дорожный союз (ВСЖ) - первая общеимперская профессионально- политическая организация желез­нодорожников, которая 13 дека­бря 1905 года была запрещена и стала нелегальной. В состав ВСЖ вошли представители Мо­сковско-Брестской железной до­роги. В октябре 1905-го было соз­дано отделение ВСЖ в Минске, а 9 октября в будущей столице Беларуси состоялся съезд желез­нодорожников, который принял решение поддержать всеобщую железнодорожную забастовку.

12 декабря минский губерна­тор П.Курлов сообщал министру внутренних дел: «Делегаты заба­стовавших железнодорожных слу­жащих разъезжают по некоторым линиям на самовольно составлен­ных поездах с целью поддержи­вать по линии забастовку, произ­нося на станциях агитационные речи». Особо губернатор выделил Барановичи и связанные с ними события: «Местечко Барановичи.

Солдаты железнодорожной брига­ды отбивают арестованных. Пол­ная забастовка Полесских желез­ных дорог, объявляю Барановичи на военном положении. Минск. Забастовка продолжается, сла­бость гарнизона телеграфировал; все уезды объяты беспорядками, войск почти нет, нет их распоря­жения [...]. На митинге в Барановичах солдаты сорвали погоны генерала Артемьева, побили его».

Забастовали не только рабочие и служащие-железнодорожники, но и солдаты железнодорожной бригады численностью 1000 че­ловек, которая была переброшена в Беларусь с Дальнего Востока, где участвовала в Русско-япон­ской войне. О настроении сол­дат можно судить из докладной записки Новогрудского уездного полицейского исправника на имя минского губернатора от 16 де­кабря 1905 года: «Политические убеждения нижних чинов брига­ды направлены к низвержению существующего государствен­ного строя всеми возможными средствами, даже оружием в руках. Убеждения свои нижние чины не стеснялись высказывать местному населению. Не было ни одной сходки или митинга, где ни участвовали бы они большой массой...»

Движение на станции Барано­вичи в полном объеме было вос­становлено только 17 декабря 1905 года. Для этого потребова­лось привлечение дополнитель­ных войск - сводного отряда 43-й дивизии под командованием гене­рал-лейтенанта Орлова. Положе­ние было таким, что даже 300 но­вобранцев из Новогрудского уезда власти вынуждены сопровождать на железнодорожную станцию как военнопленных, под конвоем ка­заков, опасаясь как бы и они не забастовали. И это происходило в то время, когда формально бес­порядки были уже прекращены.

Таким образом, события 1905 года показали, что на исто­рическую авансцену вышла новая организованная социально-поли­тическая сила - белорусские же­лезнодорожники.

Андрей Унучек

Транспортный вестник

07.06.2012

К списку новостей за 2012 год