Владимир Балахонов: “Мы предоставляем населению новую услугу европейского уровня”
29 мая 2012
Белорусская железная дорога — это современная, развитая транспортная система, эксплуатационная длина которой составляет 5,5 тыс. км. Магистраль обеспечивает более 75% грузооборота всех видов транспорта республики общего пользования и около 40% пассажирооборота.
В 2012 г. Белорусской железной дороге исполняется 150 лет. К этой юбилейной дате магистраль подходит с серьезными достижениями и новыми планами. Преобразования коснулись, прежде всего, одной из ведущих служб БЖД — локомотивного хозяйства. Рассказывает заместитель начальника Белорусской железной дороги Владимир Балахонов.
- Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, о развитии локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги на современном этапе.
- В настоящее время локомотивное хозяйство Белорусской железной дороги представляет собой 17 основных и 4 оборотных локомотивных депо, где трудятся более 16 тысяч человек. Все депо специализированы по видам ремонта и сериям подвижного состава. Основу нашей производственной базы составляет современное диагностическое оборудование, мы применяем прогрессивные технологии при ремонте деталей, узлов и агрегатов. Благодаря этому Белорусская железная дорога обеспечивает высокое качество модернизации локомотивов и моторвагонного подвижного состава как для собственных нужд, так и для отечественных промышленных предприятий.
Приписной парк Белорусской железной дороги на данный момент насчитывает 805 локомотивов и 201 единицу моторвагонного подвижного состава.
- В последнее время СМИ много говорят о новых современных электропоездах Белорусской железной дороги. Какой новый подвижной состав вы еще закупаете?
- Необходимо отметить, что Белорусская железная дорога ведет планомерную работу по обновлению подвижного состава взамен локомотивов, выработавших свой ресурс. Все закупки мы осуществляем в соответствии с Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь. До конца 2015 года мы намерены приобрести 30 грузовых и 24 пассажирских электровоза, 5 пассажирских и 6 маневровых тепловозов, 19 дизель-поездов и 24 электропоезда.
Сегодня Белорусская железная дорога проводит реформирование транспортного обслуживания пассажиров. Мы внедряем новый формат пассажирских перевозок, который предполагает качественные изменения не только в плане технических средств для перевозки граждан, но и в самой организации движения, подходах к осуществлению этого процесса. Мы предоставили населению новую услугу европейского уровня. Для этого в 2010 г. Белорусская железная дорога заключила контракт на поставку 10 современных электропоездов со швейцарской компанией Stadler Bussnang AG. Шесть составов для городских и региональных линий нового формата пассажирских перевозок уже успешно курсируют по магистрали. Остальные 4 электропоезда будут доставлены в нашу страну в течение первого полугодия текущего года.
Весной наших пассажиров ожидает еще одно новшество. На малодеятельных участках Белорусской железной дороги начнет курсировать одновагонный дизель-поезд ДП1 совместного производства ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» и польской холдинговой компании PESA Bydgoszcz SA. Экономичные одновагонные рельсовые автобусы заменят на участках с низким пассажиропотоком Гомельского и Витебского отделений магистрали четырехвагонные дизель-поезда ДР-1А. Подсчитано, что расход топлива ДП-1 на 1 пассажира на 1 км в 3 раза меньше, чем ДР-1А. ДП-1 обладают не только хорошими техническими характеристиками, но и соответствуют современным требованиям к комфорту и качеству. К пользованию пассажиров предоставлен удобный салон с мягкими креслами, кондиционером и туалетным комплексом вакуумного типа. Планируется, что до конца 2012 г. на магистраль поступит 6 единиц данной техники. В настоящее время первый ДП1 проходит приемочные испытания на соответствие требованиям технического задания и конструкторской документации.
Белорусская железная дорога обновляет и парк пассажирских тепловозов. С 2006 г. мы закупаем локомотивы ТЭП70БС, производства ОАО «Коломенский завод». Они хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и способны водить поезда со скоростью до 160 км/ч. В прошлом году на магистраль поступило 2 таких тепловоза. Сегодня мы создаем все условия и для развития грузовых перевозок. В связи с возросшим транзитом через Беларусь и электрификацией участков Гомель — Жлобин — Осиповичи и Жлобин — Калинковичи Белорусская железная дорога заключила контракт с Корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая и Датунским электровозостроительным заводом на поставку в 2012 г. 12 грузовых магистральных двухсекционных электровозов БКГ1. Их прототипом стал электровоз класса Prima производства французской компании ALST0M с конструкционной скоростью 120 км/ч. Повышенная нагрузка на ось (25 т) и мощность БКГ1 (9600 кВт) позволяет вести поезд весом 7500 и более тонн на участках Белорусской железной дороги с имеющимся профилем пути. Независимый поосный тяговый привод нового поколения с индивидуальным регулированием обеспечивает стабильность тягового усилия, необходимое резервирование мощности, а также реализацию рекуперативного торможения, что дает возможность существенной экономии электроэнергии.
- Какой базой БЖД обладает для обслуживания новой техники?
- На данный момент техническое обслуживание электропоездов ЭПГ и ЭПР производится в моторвагонном депо Минск. В депо создан специальный участок, оснащенный 16 подъемниками с компьютерным управлением, что позволяет производить синхронный подъем всего электропоезда на высоту до 1,5 м для смены тележек. Предприятие имеет необходимую материально-техническую базу и высококвалифицированных специалистов для выполнения всех видов технического обслуживания современных электропоездов. Заключен контракт с компаний Talgo (Испания) на приобретение универсального колесотокарного станка с ЧПУ, позволяющего производить обточку колесных пар электропоездов ЭПГ, ЭПР и ЭР9 с выкаткой и непосредственно под подвижным составом. Машинисты моторвагонного депо Минск прошли стажировку по экслуатации современных электропоездов в Венгрии. Специалисты компании Stadler провели обучение ремонтных бригад по работе с электрооборудованием и системой диагностики нового подвижного состава. Также соответствующее обучение прошли локомотивные и ремонтные бригады по подготовке в рейс одновагонных дизель-поездов ДП1. В Китае завершилась подготовка машинистов, инструкторов и технологов по обслуживанию электровозов БКГ1.
- Белорусская железная дорога всегда славилась своей базой для капитальных ремонтов тягового и моторвагонного подвижного состава. Как обстоят дела на сегодняшний день?
- Ремонтная база Белорусской железной дороги позволяет успешно производить глубокую модернизацию подвижного состава с продлением его срока службы на 15-20 лет. Это позволяет содержать ТПС в надлежащем техническом состоянии и обеспечивает потребности дороги в локомотивной и моторвагонной тяге.
Стоит отметить, что выполнение капитального ремонта подвижного состава собственными силами — это трудоемкая и ответственная задача. Для ее эффективной реализации Белорусская железная дорога постоянно повышает квалификацию персонала, осваивает новые производственные процессы и технологии, а также передовые методы ремонта и обслуживания техники.
Магистраль производит модернизацию тепловозов 2М62(У) и 2ТЭ10 с заменой дизельных двигателей и пульта управления. На локомотивы устанавливается унифицированная система управления электропередачей и электроприводом тепловоза (УСТА), позволяющая только на одной секции тепловоза экономить в год до 80 т дизельного топлива и до 10 т моторного масла. В целом, окупаемость углубленной модернизации составляет 6 лет. Происходит это не только за счет экономии горюче-смазочных материалов, но и благодаря уменьшению расходов на техническое обслуживание и дальнейшие ремонты подвижного состава.
На сегодняшний день уже модернизировано 80 секций тепловозов 2ТЭ10 и 88 секций тепловозов 2М62.
Кроме этого, завершена работа по установке гребнесмазывателей на весь тяговый подвижной состав Белорусской железной дороги.
На производственных мощностях локомотивного депо Лида Барановичского отделения дороги совместно с чешской компанией CZ L0K0 организовано изготовление маневровых тепловозов серий ТМЭ на основе ЧМЭЗ. На предприятии освоено собственное производство деталей и рам, применяемых на ТМЭ. Кроме этого, в локомотивном депо Лида изготовлена специализированная оснастка для монтажа фитинговых соединений типа Е02 для трубопроводов пневматической системы тепловоза, комплект технологической оснастки для сварки опор под установку резинометаллических амортизаторов.
В этом году на территории предприятия планируется приступить к строительству специального цеха по производству маневровых тепловозов ТМЭ.
- Прошел год с начала изготовления в Беларуси маневрового тепловоза серии ТМЭ. Как зарекомендовала себя новая техника?
- В 2011 г. Белорусская железная дорога изготовила 12 маневровых тепловозов серии ТМЭ. Новые локомотивы хорошо зарекомендовали себя на станциях Минского железнодорожного узла.
ТМЭ — перспективные тепловозы с высокими техническими и энергосберегающими характеристиками. Они отличаются от своих предшественников ЧМЭЗ повышенной безопасностью в эксплуатации, комфортностью условий работы локомотивных бригад, современным дизайном и соответствуют жестким экологическим требованиям. Белорусские тепловозы оснащаются современными микропроцессорными системами контроля, управления и диагностики. Экономический эффект от сборки ТМЭ достигается за счет увеличения межремонтных пробегов и уменьшения на 20-30% расходов горючесмазочных материалов. За счет повышения нагрузки на колесную пару до 21 т и увеличения мощности тепловоза с 970 до 1455 кВт достигнуто увеличение максимальной силы тяги до 414 кН, что значительно упрощает работу на сортировочных горках и при маневровой работе с тяжеловесными составами.
В этом году Белорусская железная дорога планирует изготовить 12 тепловозов. В целом до 2015 г. будет произведено 49 ТМЭ.
- Расскажите о планах развития БЖД в ближайшие годы.
- 2012 год — особенный для нас. В декабре Белорусская железная дорога отметит свой 150-летний юбилей. Мы гордимся своей славной историей и стремимся к новым достижениям.
Новые перспективы развития магистрали открывает начало функционирования Единого экономического пространства. У магистрали большие планы по дальнейшему эффективному удовлетворению спроса на транспортные услуги, повышению конкурентоспособности и финансовой устойчивости. В ближайшие годы Белорусская железная дорога продолжит реализацию инвестиционных проектов, электрификацию железнодорожных линий в рамках IX Международного транспортного коридора, закупку современного подвижного состава, внедрение инновационных технологий и систем управления пассажирским и грузовым движением.
- Выписывает ли БЖД журнал «Локомотив-информ»? Что Вы хотели бы пожелать редакции и читателям?
- Да, Белорусская железная дорога является многолетним подписчиком Вашего издания. «Локомотив-информ» — ценный источник знаний для наших специалистов о современных тенденциях развития отрасли.
Хочу пожелать всем сотрудникам редакции и читателям профессиональных успехов и настойчивости в осуществлении самых смелых планов, творческого вдохновения и движения только вперед.
Беседу вела С.Никитина