Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Владимир Балахонов: “Мы предоставляем населению новую услугу европейского уровня”

29 мая 2012

Белорусская железная дорога — это современная, развитая транспортная система, эксплуатационная длина которой составляет 5,5 тыс. км. Магистраль обеспечивает более 75% грузооборота всех видов транспорта республики общего пользования и около 40% пассажирооборота.

В 2012 г. Белорусской железной дороге исполняется 150 лет. К этой юбилейной дате магистраль подхо­дит с серьезными достижениями и новыми планами. Преобразования коснулись, прежде всего, одной из ведущих служб БЖД — локомотивного хозяйства. Рассказывает заместитель начальника Белорус­ской железной дороги Владимир Балахонов.

- Владимир Васильевич, расска­жите, пожалуйста, о развитии локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги на современном этапе.

- В настоящее время локомотивное хозяйство Белорусской железной до­роги представляет собой 17 основных и 4 оборотных локомотивных депо, где трудятся более 16 тысяч человек. Все депо специализированы по видам ре­монта и сериям подвижного состава. Основу нашей производственной базы составляет современное диагностиче­ское оборудование, мы применяем про­грессивные технологии при ремонте де­талей, узлов и агрегатов. Благодаря это­му Белорусская железная дорога обе­спечивает высокое качество модерни­зации локомотивов и моторвагонного подвижного состава как для собствен­ных нужд, так и для отечественных про­мышленных предприятий.

Приписной парк Белорусской желез­ной дороги на данный момент насчиты­вает 805 локомотивов и 201 единицу моторвагонного подвижного состава.

- В последнее время СМИ много го­ворят о новых современных электро­поездах Белорусской железной до­роги. Какой новый подвижной состав вы еще закупаете?

- Необходимо отметить, что Белорус­ская железная дорога ведет планомер­ную работу по обновлению подвижно­го состава взамен локомотивов, вы­работавших свой ресурс. Все закуп­ки мы осуществляем в соответствии с Государственной программой разви­тия железнодорожного транспорта Ре­спублики Беларусь. До конца 2015 го­да мы намерены приобрести 30 грузо­вых и 24 пассажирских электровоза, 5 пассажирских и 6 маневровых тепло­возов, 19 дизель-поездов и 24 электропоезда.

Сегодня Белорусская железная до­рога проводит реформирование транс­портного обслуживания пассажиров. Мы внедряем новый формат пассажир­ских перевозок, который предполага­ет качественные изменения не только в плане технических средств для пере­возки граждан, но и в самой организа­ции движения, подходах к осуществлению этого процесса. Мы предоставили населению новую услугу европейского уровня. Для этого в 2010 г. Белорусская железная дорога заключила контракт на поставку 10 современных электро­поездов со швейцарской компанией Stadler Bussnang AG. Шесть составов для городских и региональных линий но­вого формата пассажирских перевозок уже успешно курсируют по магистрали. Остальные 4 электропоезда будут до­ставлены в нашу страну в течение пер­вого полугодия текущего года.

Весной наших пассажиров ожида­ет еще одно новшество. На малоде­ятельных участках Белорусской желез­ной дороги начнет курсировать одновагонный дизель-поезд ДП1 совмест­ного производства ОАО «Управляю­щая компания холдинга «Белкоммунмаш» и польской холдинговой компа­нии PESA Bydgoszcz SA. Экономичные одновагонные рельсовые автобусы за­менят на участках с низким пассажиро­потоком Гомельского и Витебского от­делений магистрали четырехвагонные  дизель-поезда ДР-1А. Подсчитано, что расход топлива ДП-1 на 1 пассажира на 1 км в 3 раза меньше, чем ДР-1А. ДП-1 обладают не только хорошими техническими характеристиками, но и соответствуют современным требо­ваниям к комфорту и качеству. К пользованию пассажиров предоставлен удобный салон с мягкими креслами, кондиционером и туалетным комплек­сом вакуумного типа. Планируется, что до конца 2012 г. на магистраль посту­пит 6 единиц данной техники. В насто­ящее время первый ДП1 проходит при­емочные испытания на соответствие требованиям технического задания и конструкторской документации.

Белорусская железная дорога об­новляет и парк пассажирских тепло­возов. С 2006 г. мы закупаем локомо­тивы ТЭП70БС, производства ОАО «Ко­ломенский завод». Они хорошо зареко­мендовали себя в эксплуатации и спо­собны водить поезда со скоростью до 160 км/ч. В прошлом году на маги­страль поступило 2 таких тепловоза. Сегодня мы создаем все условия и для развития грузовых перевозок. В связи с возросшим транзитом через Беларусь и электрификацией участ­ков Гомель — Жлобин — Осиповичи и Жлобин — Калинковичи Белорусская железная дорога заключила контракт с Корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая и Датунским электровозостроительным заво­дом на поставку в 2012 г. 12 грузовых магистральных двухсекционных элек­тровозов БКГ1. Их прототипом стал электровоз класса Prima производства французской компании ALST0M с кон­струкционной скоростью 120 км/ч. По­вышенная нагрузка на ось (25 т) и мощ­ность БКГ1 (9600 кВт) позволяет ве­сти поезд весом 7500 и более тонн на участках Белорусской железной дороги с имеющимся профилем пути. Незави­симый поосный тяговый привод нового поколения с индивидуальным регулированием обеспечивает стабильность тягового усилия, необходимое резервирование мощности, а также реализа­цию рекуперативного торможения, что дает возможность существенной эконо­мии электроэнергии.

- Какой базой БЖД обладает для обслуживания новой техники?

- На данный момент техническое об­служивание электропоездов ЭПГ и ЭПР производится в моторвагонном депо Минск. В депо создан специальный уча­сток, оснащенный 16 подъемниками с компьютерным управлением, что по­зволяет производить синхронный подъ­ем всего электропоезда на высоту до 1,5 м для смены тележек. Предприятие имеет необходимую материально-техническую базу и высококвалифици­рованных специалистов для выполне­ния всех видов технического обслужи­вания современных электропоездов. Заключен контракт с компаний Talgo (Испания) на приобретение универсаль­ного колесотокарного станка с ЧПУ, позволяющего производить обточку колесных пар электропоездов ЭПГ, ЭПР и ЭР9 с выкаткой и непосредственно под подвижным составом. Машинисты моторвагонного де­по Минск прошли стажировку по экслуатации современных электропоез­дов в Венгрии. Специалисты компа­нии Stadler провели обучение ремонт­ных бригад по работе с электрооборудо­ванием и системой диагностики нового подвижного состава. Также соответствующее обучение прошли локомотивные и ремонтные бригады по подготовке в рейс одновагонных дизель-поездов ДП1. В Китае завершилась подготовка машинистов, инструкторов и технологов по обслужи­ванию электровозов БКГ1.

- Белорусская железная дорога всегда славилась своей базой для капитальных ремонтов тягового и моторвагонного подвижного соста­ва. Как обстоят дела на сегодняшний день?

- Ремонтная база Белорусской же­лезной дороги позволяет успешно про­изводить глубокую модернизацию под­вижного состава с продлением его сро­ка службы на 15-20 лет. Это позволяет содержать ТПС в надлежащем техниче­ском состоянии и обеспечивает потреб­ности дороги в локомотивной и моторвагонной тяге.

Стоит отметить, что выполнение ка­питального ремонта подвижного соста­ва собственными силами — это трудо­емкая и ответственная задача. Для ее эффективной реализации Белорусская железная дорога постоянно повыша­ет квалификацию персонала, осваива­ет новые производственные процессы и технологии, а также передовые мето­ды ремонта и обслуживания техники.

Магистраль производит модерниза­цию тепловозов 2М62(У) и 2ТЭ10 с за­меной дизельных двигателей и пульта управления. На локомотивы устанав­ливается унифицированная система управления электропередачей и элек­троприводом тепловоза (УСТА), позво­ляющая только на одной секции тепло­воза экономить в год до 80 т дизельно­го топлива и до 10 т моторного масла. В целом, окупаемость углубленной мо­дернизации составляет 6 лет. Про­исходит это не только за счет эконо­мии горюче-смазочных материалов, но и благодаря уменьшению расходов на техническое обслуживание и дальней­шие ремонты подвижного состава.

На сегодняшний день уже модерни­зировано 80 секций тепловозов 2ТЭ10 и 88 секций тепловозов 2М62.

Кроме этого, завершена работа по установке гребнесмазывателей на весь тяговый подвижной состав Белорусской железной дороги.

На производственных мощностях локомотивного депо Лида Барановичского отделения дороги совместно с чешской компанией CZ L0K0 органи­зовано изготовление маневровых те­пловозов серий ТМЭ на основе ЧМЭЗ. На предприятии освоено собственное производство деталей и рам, применя­емых на ТМЭ. Кроме этого, в локомо­тивном депо Лида изготовлена специ­ализированная оснастка для монтажа фитинговых соединений типа Е02 для трубопроводов пневматической си­стемы тепловоза, комплект технологи­ческой оснастки для сварки опор под установку резинометаллических амор­тизаторов.

В этом году на территории предпри­ятия планируется приступить к строи­тельству специального цеха по произ­водству маневровых тепловозов ТМЭ.

- Прошел год с начала изготовле­ния в Беларуси маневрового тепловоза серии ТМЭ. Как зарекомендова­ла себя новая техника?

- В 2011 г. Белорусская железная до­рога изготовила 12 маневровых тепло­возов серии ТМЭ. Новые локомотивы хорошо зарекомендовали себя на стан­циях Минского железнодорожного узла.

ТМЭ — перспективные тепловозы с высокими техническими и энергос­берегающими характеристиками. Они отличаются от своих предшественни­ков ЧМЭЗ повышенной безопасностью в эксплуатации, комфортностью усло­вий работы локомотивных бригад, со­временным дизайном и соответству­ют жестким экологическим требова­ниям. Белорусские тепловозы оснаща­ются современными микропроцессор­ными системами контроля, управления и диагностики. Экономический эффект от сборки ТМЭ достигается за счет увели­чения межремонтных пробегов и умень­шения на 20-30% расходов горюче­смазочных материалов. За счет повыше­ния нагрузки на колесную пару до 21 т и увеличения мощности тепловоза с 970 до 1455 кВт достигнуто увеличение мак­симальной силы тяги до 414 кН, что зна­чительно упрощает работу на сортиро­вочных горках и при маневровой работе с тяжеловесными составами.

В этом году Белорусская железная дорога планирует изготовить 12 тепло­возов. В целом до 2015 г. будет произ­ведено 49 ТМЭ.

- Расскажите о планах развития БЖД в ближайшие годы.

- 2012 год — особенный для нас. В де­кабре Белорусская железная дорога от­метит свой 150-летний юбилей. Мы гор­димся своей славной историей и стре­мимся к новым достижениям.

Новые перспективы развития маги­страли открывает начало функциони­рования Единого экономического про­странства. У магистрали большие пла­ны по дальнейшему эффективному удо­влетворению спроса на транспортные услуги, повышению конкурентоспо­собности и финансовой устойчивости. В ближайшие годы Белорусская желез­ная дорога продолжит реализацию ин­вестиционных проектов, электрификацию железнодорожных линий в рам­ках IX Международного транспортного коридора, закупку современного под­вижного состава, внедрение инноваци­онных технологий и систем управления пассажирским и грузовым движением.

- Выписывает ли БЖД журнал «Локомотив-информ»? Что Вы хотели бы пожелать редакции и читателям?

- Да, Белорусская железная дорога является многолетним подписчиком Ва­шего издания. «Локомотив-информ» — ценный источник знаний для наших спе­циалистов о современных тенденциях развития отрасли.

Хочу пожелать всем сотрудникам ре­дакции и читателям профессиональных успехов и настойчивости в осуществле­нии самых смелых планов, творческого вдохновения и движения только вперед.

 

Беседу вела С.Никитина

 “Локомотив-информ
2012 № 4
К списку новостей за 2012 год