Европа–Азия–Европа
31 мая 2012
На IX Международной конференции ОСЖД, которая проходила 23-24 мая в г. Барановичи, обсуждались важнейшие вопросы, связанные с повышением роли железных дорог в экономике государств и привлечением дополнительных грузопотоков.
В работе конференции приняли участие около 120 представителей железных дорог из 12 стран, среди которых - Республика Беларусь (БЧ), Венгрия (МАВ), Федеративная Республика Германия (ДБ Шенкер Рейл), Республика Казахстан (КЗХ), Латвийская Республика (ЛДЗ), Литовская Республика (ЛГ), Республика Польша (АО «ПКП Карго», ООО «ПКП ЛХС»), Российская Федерация (ОАО «РЖД»), Чешская Республика (АО «ЧД Карго»), Эстонская Республика (ЭВР); Министерство транспорта Чешской Республики; присоединенные предприятия ОСЖД - ЗАО «Рейл Карго Хунгария», АО CTL Logistics, ООО JERID, АО Railtech Slavjana, АО «ПЛАСКЕ», Freightliner; Комитет ОСЖД, Международный союз железных дорог (МСЖД), Международная ассоциация «Координационный совет по транссибирским перевозкам»; представители национальных ассоциаций экспедиторов и операторов, транспортных предприятий и экспедиторских компаний Беларуси, Германии, Казахстана, Латвии, Литвы, Польши, России.
С приветственным словом к участникам конференции обратился первый заместитель начальника БЖД Владимир Михайлюк. Владимир Борисович отметил важность проводимого мероприятия для всех участников перевозочного процесса с целью дальнейшего повышения эффективности развития грузовых перевозок железнодорожным транспортом в сообщении Европа-Азия-Европа, а также проинформировал о деятельности Белорусской железной дороги.
Вниманию участников конференции были предложены презентации, заслушаны доклады и выступления по трем тематическим блокам: «Общая ситуация на рынке грузовых перевозок. Перспективные маршруты международных грузовых перевозок. Взаимодействие с другими видами транспорта. Создание логистических центров»; «Грузовая база. Тарифная политика и маркетинг. Конкурентоспособность железнодорожных грузовых перевозок. Формирование логистических схем обслуживания грузовладельцев»; «Технологические аспекты при организации грузовых перевозок в международном сообщении. Инфраструктура и управление перевозочными процессами. Информационное сопровождение грузовых перевозок».
По результатам дискуссии, проведенной на основе докладов, презентаций и выступлений, участниками конференции были приняты рекомендации:
положительно оценить практическое применение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС на евро-азиатском железнодорожном пространстве, позволяющее осуществлять грузовые перевозки без переоформления перевозочных документов в пути следования;
укреплять взаимодействие и дальнейшее сотрудничество между железными дорогами, перевозчиками, операторскими и экспедиторскими компаниями на основе взаимной партнерской ответственности за предоставление клиентам качественных конкурентоспособных транспортных услуг путем скоординированного подхода и регулярного делового общения для решения общих проблем;
для качественного обслуживания клиентов сосредоточить усилия на внедрении комплексных транспортно-логистических услуг путем повышения качества транспортного обслуживания по принципу «одно окно», включающему кроме транспортировки грузов с участием различных видов транспорта также таможенное оформление, складирование и другие услуги;
железнодорожный транспорт в большинстве перевозок становится их составной частью наряду с морским и автомобильным.
Маркетинговая стратегия железных дорог должна быть ориентирована на взаимодействие с другими видами транспорта и способствовать удовлетворению потребности клиентуры путем сокращения времени нахождения грузов на всем пути следования, создания логистических центров, усовершенствования технологии работы станций, особенно пограничных и припортовых;
в целях обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в области грузовых перевозок целесообразно продолжить работу по созданию новых видов «железнодорожных продуктов», в том числе путем организации маршрутных контейнерных поездов, включая смешанные перевозки в международном сообщении, с коммерческими, технологическими и эксплуатационными характеристиками в соответствии с международными стандартами, определенными международными соглашениями, а также образованными в ходе организации международных перевозок;
необходимо отметить возрастающее влияние глобализации на международные перевозки, в том числе на железнодорожные. Грузообразующий потенциал Китая и стран Юго-Восточной Азии значительно вырос. Наряду с этим регионы Кавказа, Центральной Азии и Западного Китая, не имеющие прямого выхода к морю, являются перспективным рынком для международных железнодорожных грузовых перевозок в сообщении Азия-Европа. С этой целью необходимо продолжить работу по планированию и осуществлению маршрутных контейнерных поездов.
Отмечена важность:
распространения актуальной информации и развертывания рекламы для пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также взаимного обмена информацией о предоставляемых услугах по грузовым, в том числе по контейнерным, контрейлерным и комбинированным перевозкам;
возрастающая роль современных информационных технологий в грузовых перевозках, необходимость информационного сопровождения грузов, оформления документов и увязки информационных систем железных дорог, клиентуры и ведомств, причастных к перевозкам грузов, в том числе таможенных; при этом необходимо расширение информационных услуг для клиентуры с использованием общедоступных средств через Интернет;
гармонизации единой системы описания и кодирования грузов, эксплуатационных и технических положений в области грузовых перевозок в целях повышения интероперабельности и эффективности железнодорожного транспорта, повышения его конкурентоспособности, развития железнодорожных услуг для клиентов.
Участники конференции посчитали целесообразным проводить конференции по вопросам грузовых перевозок для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем, дальнейшего сотрудничества на основе партнерских отношений, перспективного развития и организации железнодорожных перевозок грузов в евро-азиатском железнодорожном пространстве с участием международных организаций, железных дорог, транспортных предприятий, грузоотправителей, операторских, транспортно-экспедиторских и других организаций, участвующих в перевозочном процессе.
Справка
ОСЖД (Организация сотрудничества железных дорог) была создана в 1956 году в Софии (Болгария) на совещании министров, ведающих железнодорожным транспортом. Высший руководящий орган ОСЖД - совещание министров, а на уровне железных дорог - конференция генеральных директоров. В работе организации участвуют 27 стран.
В рамках ОСЖД разрабатываются международные соглашения и договоры, регламентирующие международные перевозки грузов и пассажиров в сообщении Европа-Азия, а также решаются экономические, финансовые, эксплуатационные и технические вопросы функционирования железнодорожного транспорта.
Белорусская железная дорога является членом ОСЖД с 1992 года.
Юлия Комарова
Транспортный вестник
31.05.2012
К списку новостей за 2012 год