С портами Балтики и Украиной
26 апреля 2012
Исключительно важное значение для развития промышленности, городов, рыночных отношений на белорусских землях имела Либаво-Роменская железная дорога, которая связала белорусские губернии с портами Балтийского моря и Украиной. Либаво-Роменская дорога непосредственно соединила хлебородные районы Украины с единственным незамерзающим в Российской империи портом Балтийского моря – Либавским. Влияние дороги усиливалось благодаря пересечению со многими другими влиятельными дорогами европейской части империи: в Бахмаче – с Курско-Киевской линией и через нее с Сумской, Московско-Курской и Курско-Харьковско-Азовской; в Минске - с Московско-Брестской, посредством которой соединялась с Орловско-Витебской, а через нее с Орловско-Грязской; в Вилейке – с Санкт-Петербурго-Варшавской, а ее ветвь в Калкунах (Радзивилишки-Калкуны) с Динабурго-Витебской и Риго-Динабургской.
Либаво-Роменская железная дорога образовалась в результате слияния двух дорог – Либавской и Ландварово-Роменской, построенных в разное время. Либавская железная дорога была построена раньше. Она включала в себя два участка: от Либавы (ныне – Лиепая) до станции Этканы (переименована вскоре в Кошедары, ныне – Кайшадорис) и ее ветвь – Калкуны–Радзивилишки. В 1871 году было открыто движение по линии Либава–Кошедары. В 1872-м общество Либавской дороги получило заказ на постройку новой линии – от станции Радзивилишки Либавской дороги до станции Калкуны Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги. При этом общество должно было углубить и улучшить Либавский порт. Но выполнить взятые обязательства оказалось не так просто.
Дорога прокладывалась с целью направить к порту Либава грузы, тяготевшие к Кенигсбергу. Однако доходность новой линии уже с первых лет ее эксплуатации не оправдала ожиданий. Причины называют разные, главных из которых две – открытие новых железных дорог (Брестско-Граевской и Риго-Больдерааской), отвлекавших грузы от Либавской дороги, и неустроенность Либавского порта. По утверждению специалистов того времени, «учредитель Либавского общества при несомненных качествах железнодорожного строителя и администратора не совладал с правильною постановкою вопроса об устройстве порта». В результате Либавская дорога не в состоянии была даже покрывать расходы по эксплуатации, заявив себя «предприятием не только совершенно разорительным для акционеров и убыточным для казны, но и нисколько не достигавшим целей, имевшихся в виду у Правительства».
В 1874 году были завершены строительные работы и открыто движение на всем протяжении Ландварово-Роменской железной дороги. В годовом отчете в связи с этим говорилось: «К 1 января 1874 г. было открыто правильное движение на участке от Вилейской станции до Гомеля в 544 верст. С 13 января поступил в эксплуатацию участок от Гомеля до Бахмача в 183 версты и, наконец, с 15 июля движение производилось на всем протяжении дороги в 711 верст».
Документы свидетельствуют, что за 1874 год по Ландварово- Роменской железной дороге было отправлено в обоих направлениях 1554 пассажирских поезда, которыми перевезено 484 015 пассажиров и 332 040 пудов грузов. 2667 товарных поездов перевезли товаров на сумму 22 224 рубля 11 копеек. При этом обращалось внимание на то, что движение грузов совершалось преимущественно в одном направлении, а в «направлении от Вилейки к Ромнам приходится перевозить значительное число вагонов порожнем...».
Общие сведения по эксплуатации Ландварово-Роменской железной дороги с 1 января 1874 года по 1 января 1875-го дают нам следующие данные:
Приход:
- Выручка по движению 2 449 301 руб. 47 коп.
- Разные статьи прихода 208 326 руб. 64 коп.
Всего:
2 657 628 руб. 11 коп.
Расход:
- Центральное управление 186 489 руб. 54 коп.
- Управление дорогой 338 293 руб. 47 коп.
- Содержание пути и зданий 537 684 руб. 53 коп.
- Движение 324 003 руб. 98 коп.
- Движущая сила 641 256 руб. 18 коп.
Всего:
2 027 727 руб. 70 коп.
Чистый остаток по эксплуатации 629 900 руб. 41 коп.
Открытие движения на Ландварово-Роменской железной дороге не способствовало, а скорее обострило и без того сложную ситуацию на Либавской дороге.
Грузы, доставляемые на станцию Вилейка из Украины, почти полностью стали направляться оттуда по Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороге через Вержболово в Кенигсберг, а не через Кошедары в Либаву. Да иначе и не могло быть. Либава не только уступала в благоустройстве старому Кенигсбергскому порту, но и находилась от Вилейки на 32 версты дальше. Естественно, Ландварово-Роменская железная дорога, обеспокоенная собственными интересами, а не судьбой Либавской дороги, развивала более выгодное для себя направление, куда бы оно ни тяготело. Таким образом, надежды правительства, что Либавский порт, расположенный между Кенигсбергом и Ригой, явится естественным противовесом иностранному давлению на промышленность и торговлю огромного региона, не оправдались.
Выход из сложившейся ситуации Комитет министров усмотрел в слиянии двух дорог. 20 февраля 1876 года это решение было высочайше утверждено. На Либавскую дорогу были командированы уполномоченные Ф.К. Рейхард, И.Ф. Зауэр, А.Ю. Дитмар. Они нашли дорогу «...отлично построенную, подвижной состав и всю дорогу в хорошем состоянии, администрацию очень дешевую» и заявили, что и не думали, чтобы все было в таком хорошем состоянии.
20 марта 1876 года Чрезвычайным общим собранием акционерного общества Ландварово-Роменской железной дороги было решено согласиться на присоединение Либавской дороги. Но затем работа была приостановлена. Ландварово-Роменская железная дорога выдвинула два основных условия: а) выработка и утверждение совместного устава; б) приведение в порядок Либавского порта. Однако министр финансов приказал лично председателю правления Ландварово-Роменской железной дороги Н. Мейнхарду принять Либавскую дорогу.
Формальная передача Либавской дороги в заведывание правления Ландварово-Роменской железной дороги состоялась 1 июля 1876 года. Фактически делопроизводство и счетоводство были переданы 1 сентября 1876-го. И, наконец, с 20 мая 1877 года, когда был высочайше утвержден новый устав общества Либаво-Роменской железной дороги, слияние дорог получило юридический статус.
В Российском государственном историческом архиве (г. Санкт- Петербург) хранится последний приказ по Либаво-Роменской железной дороге, которым предписывалось:
«Согласно отзыву Правления Общества Либавской железной дороги от 24 сего августа за №1108 деятельность настоящего Правления общества и Управления по заведыванию дорогою оканчивается с 31-м числом сего месяца, с 1-м же числом наступающего сентября вступает в заведывание и управление дорогою Общество Ландварово-Роменской дороги.
Приказы и распоряжения, относящиеся к заведыванию дорогою, с 1 сентября будут издаваемы Управляющим Ландварово-Роменской железной дорогой инженером И.О. Сомовым или назначенными им лицами.
О чем доводится до сведения всех служащих по вверенной мне дороги.
И.д. управляющего дорогою начальник ремонта пути и зданий К. Вейлер
г. Либава, августа 27 дня 1876 года».
Валентина Яновская, Елена Фиринович
Транспортный вестник
26.04.2012