Магистраль судьбы
20 марта 2012
Александр Удодов 20 лет возглавляет Гомельское отделение Белорусской железной дороги
Сегодня невозможно представить нашу жизнь без вокзальной суеты, перестука вагонных колес и призывных гудков поездов — вестников дальних дорог, встреч и разлук. Этот своеобразный мир, динамично изменяющийся в своих скоростях, создают и обслуживают надежные и прекрасные люди — наши железнодорожники.
Команда молодости нашей
РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" расположено в пределах области и граничит с Московской и Юго- Западной железными дорогами. Границы определены станциями (включительно): Житковичи, Словечно, Терюха, Тереховка, Закопытье, Рогачев, Красный Берег. Отделение включает в себя 70 железнодорожных станций, 26 из которых открыты для грузовых операций. Решающими станциями являются Гомель, Жлобин, Калинковичи, Барбаров и Речица. В состав отделения дороги входят 27 структурных подразделений и одно дочернее предприятие.
Отделение железной дороги сегодня обслуживает 1785 километров пути, более двух тысяч стрелочных переводов и 240 переездов, постоянно обеспечивая стабильный рост основных показателей социально-экономического развития. Только за прошлый год, например, реализована масштабная инвестиционная программа на сумму 149,7 миллиарда рублей. Коллектив гомельских железнодорожников не раз признавался победителем в отраслевом соревновании, удостаивался дорожной премии имени машиниста Яцкевича — как лучший в обеспечении безопасности движения. Сегодня престижно работать здесь: это достойные зарплата и культура производства, привлекательный социальный пакет, комфортные условия для труда и отдыха. Плюс давняя и прекрасная традиция (многими уже утраченная) по поддержке своих ветеранов. А еще здесь действует неписанное правило: если кто-то в чем-то обходит, то Удодов полушутя-полусерьезно заявляет, что он "обиделся". И все знают, что надо восстанавливать утерянную позицию. Такой подход не только в производственных делах, но и в зарплате, социальных вопросах. Взятую планку стараются не только удерживать, но и постоянно поднимать на более высший уровень. Люди это ценят, гордятся и искренне радуются, связывая успехи с именем своего руководителя.
Этапы роста
Я поинтересовалась у Александра Петровича, что привело его в большую семью железнодорожников: давняя детская мечта или все-таки это дело случая?
— Мое детство прошло возле железной дороги — в 150 метрах находилась станция Гомель Северный. Отец всю жизнь проработал машинистом локомотива. Но кто в детстве серьезно задумывается о будущем? Тогда ЗЛиНа еще не было, в карьерах было много рыбы, и мы с пацанами, вырвавшись на рыбалку, забывали обо всем на свете. Но прохлаждаться особо было некогда: родители строились, приходилось помогать. Хотел сначала быть летчиком — все тетрадки разрисовал истребителями. Потом начитался книжек о Зорге и Дзержинском и мечтал стать чекистом. Когда окончил школу, отец спросил: ну и что ты себе думаешь? Тогда я сказал, что пойду по его стопам - стану машинистом.
А дальше за окном жизни Удодова стремительно замелькали станциями этапы его служебного роста. Из мастера вырос в старшего мастера, стал заместителем начальника локомотивного депо, возглавил локомотивное депо Калинковичи. Заместитель, потом начальник службы локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги. Став грамотным и компетентным специалистом, он мог оперативно оценить обстановку и принять верное решение, найти контакт с коллективом, каждого заинтересовать работой. В марте 1992 года Александр Удодов назначен начальником Гомельского отделения Белорусской железной дороги. Непросто ему было принять решение и вернуться в Гомель из Минска, когда многие старались в те времена уехать подальше от чернобыльской зоны.
В Минске ведь квартира, дочка с сыном еще не окончили школу... Но решение было принято за одну ночь: они возвращаются домой, в свой "родны кут".
Новому начальнику Гомельского отделения было 40 неполных лет.
Железная дорога — значит железная дисциплина
— Начинать страшновато только в первые дни, — вспоминает Александр Петрович. — Все-таки я локомотивщик, не движенец, приходилось разбираться с грузопотоками. Но тогда работали такие крепкие специалисты, как Николай Максимук, Иван Дейкун, Михаил Жерело, Владимир Михайлюк и другие. И первый его объезд железной дороги подсказал направления дальнейшей работы: стали приводить в порядок станции. Почти у всех текли крыши, меняли их на шатровые, делали ремонт, благоустраивали. Потом взялись за бытовые помещения путейцев и работников станций — зарплата по тем временам была маленькая, люди брали на работу "ссобойки" и трудились чуть ли не в полевых условиях. Там, где не было возможности организовать столовую, появились холодильники и микроволновки. Потом — строительство пригородного вокзала. Объект этот был вначале в чернобыльской программе, но потом его вычеркнули. Пришлось строить своими силами. Затем — реконструкция старого здания вокзала в Гомеле, аналогичные работы в Калинковичах, Жлобине, Речице, Рогачеве... Причем ремонт и благоустройство выполнялись не по единому шаблону, а творчески и с размахом: каждый вносил свою изюминку. Первыми на белорусской магистрали создали новое подразделение, которое наводило порядок в полосе отвода, — дистанцию защитных лесонасаждений. Вскоре появились комфортабельные пассажирские вагоны и новые дизель-поезда. Стремительно увеличивая объем грузо- и пассажироперевозок, активно развивали внешнеэкономическую деятельность, работали над энергосбережением, внедряли передовые методы.
А поезд жизни Удодова набирал все большую скорость, и порой некогда было любоваться пейзажами за окном, которые все чаще сливались в одну динамичную картинку. Кстати, отчасти есть этому техническое объяснение. Дело в том, что у гомельчан средняя балльность железнодорожных путей почти в два раза лучше, чем по белорусской магистрали. За этим - устойчивая и обстоятельная работа рельсовой колеи и колеса, а также стрелочных переводов, подчеркивает начальник отделения. Ведь безопасность движения начинается с состояния пути. Сломается двигатель? Что ж, его можно починить. А вот когда "захромает путь" — это уже реальное ЧП. Поэтому обеспечение безопасной и безаварийной работы — главное требование на железной дороге. Выполняя его, Удодову приходится быть не только трудоголиком, но и аналитиком, толковым хозяйственником, требовательным руководителем.
Примечательно, что за эти двадцать лет изменилось многое - техника, технологии, но люди остались прежними: такими же надежными и ответственными, преданными своему делу. А по-другому нельзя: железная дорога — это железная дисциплина. Гомельское отделение сейчас — это не просто крупный железнодорожный узел, но и предприятие, способное обеспечивать потребности страны в перевозке пассажиров и грузов, работать мобильно, эффективно и финансово устойчиво.
Сегодня Александр Петрович с гордостью называет своих передовиков и лучшие структурные подразделения: станции Барбаров и Калинковичи (которые возглавляют, соответственно, Анатолий Дубров и Сергей Грищенко), вагонное депо Жлобин (Анатолий Чайковский), локомотивное депо Жлобин (Николай Грапов), Гомельская и Калинковичская дистанции пути (Петр Казаченко и Владимир Чеботков), среди дистанций сигнализации и связи лидирует Гомельская дистанция (Владимир Прокопюк), дистанция гражданских сооружений (Виктор Исаченко) и многие другие.
А как не похвастаться открытием прекрасного Дворца, который железнодорожники отреставрировали за собственные деньги? На вопрос, сколько вложено в ремонт, Удодов привычно отвечает, что "это подарок городу и гомельчанам, поэтому о цене говорить не принято". Семьи железнодорожников не нарадуются замечательному детскому санаторию "Лесные дали", где налажено круглогодичное оздоровление. Здравница расположена в живописном сосновом лесу, где дети могут подлечиться и отдохнуть, а также покататься на прогулочном катере. В отделении есть уникальный опыт по организации спортивной работы. Начато строительство универсального зала игровых видов спорта на стадионе "Локомотив". Александр Удодов на этот счет рассуждает по-житейски мудро: чтобы человек хорошо работал, он должен получать хорошую зарплату, быть здоровым, интересно отдыхать.
Действительно, как здесь не постараться?
Сад его стихии
Во время подготовки этой публикации, когда приходилось общаться с работниками вокзала, путейцами, диспетчерами, связистами и представителями ревизионной службы, услышала много комплиментов в адрес Удодова. Это руководитель, который знает, кто чем дышит и куда какого специалиста надо поставить. Умеет разрядить обстановку хорошей шуткой. Надежный и обстоятельный. А за множеством производственных дел он по-отцовски не забудет о нуждах простого человека, поинтересуется его бытом, настроением. Даже под горячую руку не позволит себе кого-то обидеть. Александр Удодов уверен, что пряник лучше кнута. Поэтому прежде чем наказать старается поговорить с человеком, даже поощрить его. Но если тот не исправится — справедливо накажет. И люди его уважают. Во время недавнего "разбора полетов" в Жлобине, например, один из специалистов подошел к Удодову, чтобы... поблагодарить за такую поддержку.
- Что больше всего цените в людях, Александр Петрович?
— Порядочность и ответственность.
— А что вызывает раздражение, даже больше — отвращение?
— Когда человек крутится, лебезит и шаркает ногами перед начальством.
— Слышала, что вы чуть ли не ночуете на работе, приходите сюда даже в субботу. Когда отдыхаете и как восстанавливаете силы?
— На работе и восстанавливаю. Это такая стихия, которая не только забирает, но и дает что-то важное взамен. А еще люблю баню. Воскресенье стараюсь посвящать семье. Вот с шестилетним внуком (кстати, тоже Александром Петровичем — называю его вторым Александром) планируем обрезать сад — самое время.
Вот такой он, начальник Гомельского отделения, почетный железнодорожник и заслуженный работник транспорта Республики Беларусь.
Мария Зубель
Гомельская праўда
13.03.2012
К списку новостей за 2012 год