Движение – жизнь…
20 марта 2012
Белорусская железная дорога
1862—2012
В 2012 году отмечается 150-летие основания на территории Беларуси железной дороги. Самая мощная транспортная отрасль страны — Белорусская железная дорога — отмечает полуторавековой юбилей.
Отмечает на подъеме, масштабно, реализуя крупнейшие инновационные проекты, обеспечивая высокий уровень производства и безопасности движения поездов. Это, как говорится, больше, чем история... Из архивных источников известно, что решение о строительстве железнодорожной магистрали протяженностью 1280 км Петербург—Варшава было принято 15 февраля 1851 года. Она проходила через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Таким образом, первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, стал участок Поречье-Гродно — часть магистрали Петербург—Варшава, сданной в эксплуатацию (15) 27 декабря 1862 года.
Этот небольшой отрезок пути, по сути, ставший точкой отсчета и колыбелью истории отечественной стальной магистрали, нынче находится в зоне ответственности транспортного Республиканского унитарного предприятия «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».
Сегодня «Р» начинает рассказ о ведущих предприятиях отделения, занимающих лидирующие позиции в транспортной отрасли Беларуси. Первое среди лучших — Локомотивное депо Барановичи.
Коллективу Локомотивного депо Барановичи вручена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества за 2011 год
Качество — гарантируем, безопасность — обеспечим!
Нынешний девиз как нельзя точно характеризует коллектив депо, подтверждая имидж современного высокотехнологичного предприятия. Его возглавляет Владимир Никанович, отдавший железнодорожному транспорту не один десяток лет.
История локомотивного депо неразрывно связана со становлением Белорусской магистрали. Следует напомнить, что строительство железной дороги Москва—Брест началось в конце 60-х годов XIX века, а 29 ноября 1871 года на главном ходу этой линии сомкнулись рельсы. Магистраль пересекла нашу страну с востока на запад, соединив в дальнейшем узлы других железных дорог. Открытие движения поездов на вновь построенном участке Смоленск—Брест явилось и днем рождения города Барановичи. Именно к этому времени на карте Российской империи появилась станция Барановичи, был построен вокзал Барановичи-Центральные и другие не менее значимые сооружения.
Архивы хранят тайну до тех пор, пока она не становится явью и достоянием общественности. В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог Санкт-Петербурга хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста» перед открытием движения. В нем есть журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 года с приложением ведомости построек на станциях Московско-Брестской железной дороги. В ведомости значится: «Станция Барановичи III класса, одно паровозное здание на два паровоза». История предприятия ведется с этой даты, а в 2011-м депо с успехом отметило свое 140-летие.
Начиналось все со строительства мастерских на станции Барановичи. Впоследствии они стали депо веерного типа с поворотным кругом, который приводился в движение вручную. В 1901 году депо уже значилось как оборотное и имело два паровозных здания на дюжину стойл.
...Революции и войны, прокатившиеся через Барановичи в течение следующих десятилетий, приносили огромные потери и разрушения. Однако практически не было такого, чтобы работники локомотивного бездействовали: предприятие всегда являлось важнейшим звеном железнодорожного хозяйства на стратегическом пути Запад—Восток.
С распадом СССР у белорусских железнодорожников возникли серьезные проблемы с организацией капитального ремонта тягового подвижного состава (ТПС): действовавшая ранее отлаженная всесоюзная система была разрушена из-за того, что основные заводы оказались на территориях независимых государств.
В 1992 году в депо начали капитально ремонтировать электровозы, моторные вагоны дизель-поездов, в 1993 году осуществили текущий ремонт электропоездов ЭР-9 моторвагонного депо Минск, а в январе 1996-го — капремонт электропоездов. Потребовалась большая подготовительная работа.
Однако на действующих тогда производственных площадях проблему капитального ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) решить не удавалось. По инициативе начальника дороги Евгения Володько на отделении дороги организовали возведение двух цехов по капитальному ремонту подвижного состава. Один из них, по ремонту электропоездов, находится на территории Локомотивного депо Барановичи.
Строительство производственных объектов, входящих в состав первого пускового комплекса, завершили в декабре 1997 года. В ноябре 1999 года был начат капитальный ремонт пассажирских электровозов ЧС-4.
Большой вклад в освоение капитальных ремонтов внесли начальник депо В.К. Никанович, заместитель начальника депо по ремонту В.В. Пастушеня, начальники цехов В.П. Грязное, И.Н. Шугунков, старшие мастера Ю.А. Сладков, В.В. Дьячков, Н.Я. Шемет, И.А. Грузинов, В.В. Зданович, мастера Г.И. Бутевич, Н.Н. Голубев, главный механик В.К. Воробей, главный технолог В.Е. Сорокваш, технологи Д.А. Матарас, А.А. Маслаков.
Базовое предприятие отрасли
Локомотивное депо Барановичи — в числе старейших на Белорусской железной дороге. В первую очередь это базовое предприятие Белорусской железной дороги по ремонту и модернизации электропоездов серии ЭР-9 различных модификаций, электровозов серии ВЛ80с, ЧС4т. В его структуре цеха по ремонту электропоездов, электровозов, дизель-поездов и цех эксплуатации.
Цех эксплуатации осуществляет грузоперевозки на участках Барановичи—Минск, Барановичи—Гродно, Барановичи—Лунинец, Барановичи—Слуцк, Барановичи—Лида, Барановичи—Орша, Барановичи—Волковыск. Это сплоченный коллектив высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих перевозочный процесс. Благодаря их усилиям в полном объеме удовлетворяются потребности экономики и населения в железнодорожных перевозках.
Что же за продукция сегодня сходит с деповского «конвейера»? При ремонте тягового подвижного состава, узлов и деталей используются современное испытательное и диагностическое оборудование, стенды и приборы. В локомотивном депо активно ведутся работы по продлению сроков службы подвижного состава за счет модернизации и пересмотра технологии технического обслуживания и ремонта. Не секрет, что выполнение намеченного позволит железнодорожникам сократить объемы закупок подвижного состава и, соответственно, снизить расходы валютных средств по импорту. Высококвалифицированным персоналом депо разработаны и реализуются проекты отраслевой программы импортозамещения, позволяющие снизить импорт товаров, производить запасные части и изделия, ранее приобретавшиеся в России, Чехии, Украине, на предприятиях республики.
Рационализаторами и изобретателями приложено немало усилий для получения дополнительных доходов, повышения надежности работы технических средств, автоматизации и механизации ремонтных работ, экономии ресурсов.
Для повышения безопасности движения поездов внедряются инновационные технологии: в первую очередь внимание уделяется негативного воздействия кого фактора. Для повышения безопасности предприятие модернизирует тяговый подвижной состав посредством установки на электровозы ВЛ80с приборов безопасности «КЛУБ-У», систем автоведения грузового электровоза с регистратором параметров движения и автоведения УСАВП-ГПТ с РПДА-ГПТ, на электропоезда ЭР-9 — устройств скоростного регулирования тормозных нажатий «УСРТ», на тепловозы ЧМЭЗ — регистраторов параметров работы тепловозов РПРТ, на специальный подвижной состав — автоматической локомотивной сигнализации «АЛСН».
Для обучения локомотивных бригад, повышения их квалификации и проведения технических занятий тут созданы одни из лучших тренажеров на Белорусской магистрали: «Электровоз ВЛ80с», «Автотормоза», «Ограждение мест препятствий для движения и мест производства работ на перегонах и станциях», «Автоматическая локомотивная сигнализация», действующие электрические схемы электровоза ВЛ80с, тепловозов 2ТЭ10у, 2М62.ЧМЭЗ, моторного и прицепного вагонов электропоезда ЭР9т.
Социальная сфера на железнодорожном транспорте, с учетом специфических условий работы, — неотъемлемая часть технологического процесса, обеспечения его ритмичной и безопасной работы. Подтверждение тому — взаимное выполнение коллективного договора, где оговариваются обязательства и действия нанимателя и профсоюзной организации в сфере обеспечения условий и охраны труда, заработной платы и рабочего времени, социальной поддержки работников и ветеранов войны и труда. Для них здесь созданы все условия — работают столовая и кафетерий, здравпункт, кабинет физиопроцедур, библиотека, музей, база отдыха на озере Гать.
На предприятии активно занимаются физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой. Не остаются без внимания ветераны войны и труда, пенсионеры — люди, чьим плодотворным трудом на протяжении многих десятилетий все создавалось. Реализация программы «Забота» направлена на улучшение условий жизни ветеранов стальной магистрали.
За ратные и трудовые подвиги многие работники предприятия имеют государственные награды: машинист паровоза Иван Петрович Першукевич удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, Г.И. Овсянкин, Ф.А. Матюшин, В.Ф. Галисевич, Т.К. Веленчиц — заслуженные работники транспорта БССР, О.И. Шилкин и И.А. Гордейчик — заслуженные рационализаторы БССР, машинист депо Анатолий Петрович Горбач избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Совершенству нет предела!
Локомотивное депо — крупнейшее многопрофильное ремонтно-эксплуатационное предприятие Белорусской магистрали. Это не столько тепловозы и электровозы, сколько люди: трудолюбивые, дисциплинированные, ответственные, технически грамотные. В 2003 году здесь первыми среди железнодорожных организаций СНГ разработали и внедрили систему менеджмента качества в соответствии с требованиями государственного стандарта качества.
Развивая и совершенствуя систему управления предприятием, в 2006 году сертифицировали интегрированную систему менеджмента в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001 и СТБ 18001-2005. Количество внедренных на тот момент интегрированных систем менеджмента в Республике Беларусь и странах СНГ было невелико. Локомотивное депо Барановичи стало восьмым предприятием в стране, создавшим и сертифицировавшим интегрированную систему менеджмента на базе этих двух стандартов, а в железнодорожной отрасли — первым!
В 2009 году, опять-таки впервые на БелЖД, была проведена добровольная сертификация услуги по техническому обслуживанию электровозов ВЛ80с в целях подтверждения соответствия требованиям СТБ 1453-2004.
За значительные достижения в области качества выполняемых работ по ремонту электропоездов серии ЭР-9 и внедрение высокоэффективных методов управления качеством по итогам работы в том же 2009-м депо присудили премию Брестского облисполкома как предприятию — победителю конкурса в области качества.
В 2010-м специалисты предприятия провели мероприятия по корректировке действующей в депо системы управления окружающей средой на предмет приведения ее в соответствие с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО 14001-2005. Система управления окружающей средой устанавливает требования к организации технологического процесса ремонта подвижного состава для реализации принципов и обязательств экологической политики на предприятии. С этой целью введен производственный экологический контроль.
По итогам работы за 2010 год коллективу Локомотивного депо Барановичи постановлением Белорусской железной дороги и Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей присуждено первое место среди предприятий ГО «Белорусская железная дорога».
За работу в минувшем году предприятие признано дипломантом конкурса «Лучшая организация Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в области качества».
А недавно первый вице-премьер Владимир Семашко торжественно вручил премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества за 2011 год четырнадцати предприятиям Беларуси (за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение на этой основе выпуска конкурентоспособной продукции, оказания услуг). В их числе — обособленное структурное подразделение «Локомотивное депо Барановичи» транспортного РУП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».
День сегодняшний, день завтрашний
Депо обеспечивает реализацию стратегической задачи Белорусской железной дороги по выходу на новый уровень транспортного обслуживания населения и хозяйственных субъектов Беларуси за счет повышения качества предоставляемых услуг.
Первым шагом на пути предоставления услуг по перевозкам грузов и пассажиров современного уровня, соответствующего мировым стандартам, является реализация Белорусской магистралью важнейшего инвестиционного проекта по обновлению подвижного состава. Приобретаемые I дорогой новейшие десять электропоездов швейцарской компании «Stadler», альтернативы которым в нашей стране по комфортности сегодня нет, и двенадцать магистральных электровозов белорусско-китайского производства (БКГ-1) отвечают всем требованиям надежности и безопасности подвижного состава. Одна из ключевых ролей в данном проекте отведена Локомотивному депо Барановичи. Учитывая широкие возможности имеющегося технологического оборудования, коллективу доверили сборку электропоездов «Stadler» перед их отправкой в эксплуатацию, а после принятия на баланс БелЖД электровозов БКГ-1 будет организована их эксплуатация, обслуживание и ремонт. Напомним, что электропоезда «Stadler» успешно работают на городских и региональных линиях страны.
В связи с увеличением приписного парка за счет новых магистральных электровозов китайского производства и передачей на баланс депо электропоездов серии ЭР-9 для организации обслуживания и ремонта данного подвижного состава намечена реконструкция производства. Установка современного технологического оборудования позволит улучшить условия труда персонала и организовать при этом около 300 новых рабочих мест.
Значительные средства вкладываются в модернизацию производства для снижения цен на производимую продукцию, применение новых видов современных материалов и запчастей. Активно проводятся работы по исследованию технического состояния подвижного состава (электровозов и электропоездов) с целью последующего увеличения сроков его службы. Разработана и внедрена в производство технология восстановления кузова, рам тележек электровозов ЧС-4Т для продления назначенного срока службы локомотивов на двадцать лет по результатам визуального и инструментального обследования.
В целях обеспечения наиболее рационального использования топлива для комбинированного производства электрической и тепловой энергии в начале 2011 года в депо сдан в эксплуатацию объект «Мини-ТЭЦ». Он включает в себя замену парового котла ДЕ16/14-ГМ на стальной паровой котел «LOOS UNIVERSAL UL-S» и установку микротурбинного безредукторного блока модели С600 производства Capstone Turbine Corp. (США). Газотурбинная установка дает два вида энергии одновременно: электрическую и тепловую. В результате реализации проекта плановая выработка электроэнергии мини-ТЭЦ составит 2230,6 тыс. кВт ч/год.
Годовая экономия топливно-энергетических ресурсов составит 83,5 т.у.т., кроме этого, ежегодное использование вторичных энергоресурсов составит 460 т.у.т.
В цеху по ремонту дизель-поездов депо освоено использование солнечных батарей для нужд горячего водоснабжения, что позволяет производить остановку работы котельной во 2—3-м кварталах (в период солнечной активности) и получать экономию ТЭР 6,9 млн. рублей в год за счет использования солнечной энергии.
Главным рынком предоставления услуг по ремонту ТПС является национальный. Основными заказчиками — Белорусская железная дорога, «Беларуськалий», «Гродно Азот».
На международном уровне депо сотрудничает с предприятиями Латвии (ООО RRA, Beltias Remonta GRORO, АО «VRC Zasulauks» г. Риги) и Российской Федерации (ООО «Терминал-ДС», ЗАО «Центросоль» г. Москвы, «РемЖелТранс» г. Санкт- Петербурга).
Виктор Николаев, заместитель начальника Локомотивного депо Барановичи
по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам
Рэспубліка
20.03.2012
К списку новостей за 2012 год