Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Движение – жизнь…

20 марта 2012

Белорусская железная дорога
1862—2012

В 2012 году отмечается 150-летие основания на территории Беларуси железной дороги. Самая мощная транспортная отрасль страны — Белорус­ская железная дорога — отмечает полуторавековой юбилей.

Отмечает на подъеме, масштабно, реализуя крупнейшие инновационные проекты, обеспечивая высокий уровень производства и безопасности дви­жения поездов. Это, как говорится, больше, чем история... Из архивных источников известно, что решение о строительстве железнодорожной магистрали протяженностью 1280 км Петер­бург—Варшава было принято 15 февраля 1851 года. Она прохо­дила через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Таким образом, первой железнодорожной лини­ей, проложенной на белорусской земле, стал участок Поречье-Гродно — часть магистрали Петербург—Варшава, сданной в экс­плуатацию (15) 27 декабря 1862 года.

Этот небольшой отрезок пути, по сути, ставший точкой отсчета и колыбелью истории отечественной стальной магистрали, нын­че находится в зоне ответственности транспортного Республи­канского унитарного предприятия «Барановичское отделение Белорусской железной дороги».

Сегодня «Р» начинает рассказ о ведущих предприятиях отделения, занимающих лидирующие позиции в транспортной отрасли Бела­руси. Первое среди лучших — Локомотивное депо Барановичи.

Коллективу Локомотивного депо Барановичи вручена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества за 2011 год

Качество — гарантируем, безопасность — обеспечим!

Нынешний девиз как нельзя точно характеризует коллектив депо, подтверждая имидж современного вы­сокотехнологичного предприятия. Его возглавляет Владимир Никанович, отдавший железнодорожному транспорту не один десяток лет.

История локомотивного депо не­разрывно связана со становлением Белорусской магистрали. Следует напомнить, что строительство желез­ной дороги Москва—Брест началось в конце 60-х годов XIX века, а 29 но­ября 1871 года на главном ходу этой линии сомкнулись рельсы. Магист­раль пересекла нашу страну с восто­ка на запад, соединив в дальнейшем узлы других железных дорог. Откры­тие движения поездов на вновь построенном участке Смоленск—Брест явилось и днем рождения города Барановичи. Именно к этому времени на карте Российской империи появилась станция Барановичи, был построен вокзал Барановичи-Центральные и другие  не менее значимые сооружения.

Архивы хранят тайну до тех пор, пока она не становится явью и досто­янием общественности. В фонде Техническо-инспекторского комитета железных дорог Санкт-Петербурга хранится дело «Об освидетельство­вании Московско-Брестской желез­ной дороги от Смоленска до Бреста» перед открытием движения. В нем есть журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 года с при­ложением ведомости  построек на станциях Московско-Брестской же­лезной дороги. В ведомости значит­ся: «Станция Барановичи III класса, одно паровозное здание на два па­ровоза». История предприятия ведет­ся с этой даты, а в 2011-м депо с успехом отметило свое 140-летие.

Начиналось все со строительства мастерских на станции Барановичи. Впоследствии они стали депо веер­ного типа с поворотным кругом, ко­торый приводился в движение вруч­ную. В 1901 году депо уже значилось как оборотное и имело два паровоз­ных здания на дюжину стойл.

...Революции и войны, прокативши­еся через Барановичи в течение сле­дующих десятилетий, приносили ог­ромные потери и разрушения. Одна­ко практически не было такого, чтобы работники локомотивного бездей­ствовали: предприятие всегда явля­лось важнейшим звеном железнодо­рожного хозяйства на стратегичес­ком пути Запад—Восток.

С распадом СССР у белорусских железнодорожников возникли серь­езные проблемы с организацией ка­питального ремонта тягового подвиж­ного состава (ТПС): действовавшая ранее отлаженная всесоюзная сис­тема была разрушена из-за того, что основные заводы оказались на тер­риториях независимых государств.

В 1992 году в депо начали капи­тально ремонтировать электровозы, моторные вагоны дизель-поездов, в 1993 году осуществили текущий ремонт электропоездов ЭР-9 моторвагонного депо Минск, а в январе 1996-го — капремонт электропоездов. Потребо­валась большая подготовительная работа.

Однако на действующих тогда производственных площадях проблему капитального ремонта локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС) решить не удавалось. По ини­циативе начальника дороги Евгения Володько на отделении дороги орга­низовали возведение двух цехов по капитальному ремонту подвижного состава. Один из них, по ремонту электропоездов, находится на территории Локомотивного депо Барановичи.

Строительство производственных объектов, входящих в состав первого пускового комплекса, завершили в декабре 1997 года. В ноябре 1999 года был начат капитальный ремонт пасса­жирских электровозов ЧС-4.

Большой вклад в освоение капи­тальных ремонтов внесли начальник депо В.К. Никанович, заместитель на­чальника депо по ремонту В.В. Пастушеня, начальники цехов В.П. Гряз­ное, И.Н. Шугунков, старшие масте­ра Ю.А. Сладков, В.В. Дьячков, Н.Я. Шемет, И.А. Грузинов, В.В. Зданович, мастера Г.И. Бутевич, Н.Н. Голу­бев, главный механик В.К. Воробей, главный технолог В.Е. Сорокваш, технологи Д.А. Матарас, А.А. Маслаков.

Базовое предприятие отрасли

Локомотивное депо Барановичи — в числе старейших на Белорусской железной дороге. В первую очередь это базовое предприятие Белорус­ской железной дороги по ремонту и модернизации электропоездов се­рии ЭР-9 различных модификаций, электровозов серии ВЛ80с, ЧС4т. В его структуре цеха по ремонту элект­ропоездов, электровозов, дизель-по­ездов и цех эксплуатации.

Цех эксплуатации осуществляет грузоперевозки на участках Барано­вичи—Минск, Барановичи—Гродно, Барановичи—Лунинец, Баранови­чи—Слуцк, Барановичи—Лида, Бара­новичи—Орша, Барановичи—Волковыск. Это сплоченный коллектив высококвалифицированных специали­стов, обеспечивающих перевозочный процесс. Благодаря их усилиям в пол­ном объеме удовлетворяются потреб­ности экономики и населения в же­лезнодорожных перевозках.

Что же за продукция сегодня схо­дит с деповского «конвейера»? При ремонте тягового подвижного соста­ва, узлов и деталей используются со­временное испытательное и диагно­стическое оборудование, стенды и приборы. В локомотивном депо ак­тивно ведутся работы по продлению сроков службы подвижного состава за счет модернизации и пересмотра технологии технического обслуживания и ремонта. Не секрет, что выполнение намеченного позволит желез­нодорожникам сократить объемы закупок подвижного состава и, соответ­ственно, снизить расходы валютных средств по импорту. Высококвалифи­цированным персоналом депо разработаны и реализуются проекты от­раслевой программы импортозамещения, позволяющие снизить импорт товаров, производить запасные час­ти и изделия, ранее приобретавшие­ся в России, Чехии, Украине, на предприятиях республики.

Рационализаторами и изобретате­лями приложено немало усилий для получения дополнительных доходов, повышения надежности работы тех­нических средств, автоматизации и механизации ремонтных работ, эко­номии ресурсов.

Для повышения безопасности дви­жения поездов внедряются иннова­ционные технологии: в первую очередь внимание уделяется негативного воздействия кого фактора. Для повышения  безопасности предприятие мо­дернизирует тяговый подвижной со­став посредством установки на элек­тровозы ВЛ80с приборов безопас­ности «КЛУБ-У», систем автоведения грузового электровоза с регистрато­ром параметров движения и автове­дения УСАВП-ГПТ с РПДА-ГПТ, на электропоезда ЭР-9 — устройств ско­ростного регулирования тормозных нажатий «УСРТ», на тепловозы ЧМЭЗ — регистраторов параметров работы теп­ловозов РПРТ, на специ­альный подвижной со­став — автоматической локомотивной сигнали­зации «АЛСН».

Для обучения локомо­тивных бригад, повыше­ния их квалификации и проведения техничес­ких занятий тут созданы одни из лучших трена­жеров на Белорусской магистрали: «Электро­воз ВЛ80с», «Автотормо­за», «Ограждение мест препятствий для движения и мест производ­ства работ на перегонах и станциях», «Автоматическая локомотивная сиг­нализация», действующие электри­ческие схемы электровоза ВЛ80с, тепловозов 2ТЭ10у, 2М62.ЧМЭЗ, мо­торного и прицепного вагонов электропоезда ЭР9т.

Социальная сфера на железнодо­рожном транспорте, с учетом специ­фических условий работы, — неотъемлемая часть технологического процесса, обеспечения его рит­мичной и безопасной работы. Подтверждение тому — взаимное выпол­нение коллективного договора, где оговариваются обязательства и дей­ствия нанимателя и профсоюзной организации в сфере обеспечения условий и охраны труда, заработной платы и рабочего времени, социальной поддержки работников и ветеранов войны и труда. Для них здесь со­зданы все условия — работают столовая и кафетерий, здравпункт, ка­бинет физиопроцедур, библиотека, музей, база отдыха на озере Гать.

На предприятии активно занима­ются физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой. Не остаются без внимания ветераны войны и труда, пенсионеры — люди, чьим плодотворным трудом на про­тяжении многих десятилетий все создавалось. Реализация программы «Забота» направлена на улучшение условий жизни ветеранов стальной магистрали.

За ратные и трудовые подвиги мно­гие работники предприятия имеют го­сударственные награды: машинист па­ровоза Иван Петрович Першукевич удостоен высокого звания Героя Со­циалистического Труда, Г.И. Овсянкин, Ф.А. Матюшин, В.Ф. Галисевич, Т.К. Веленчиц — заслуженные работ­ники транспорта БССР, О.И. Шилкин и И.А. Гордейчик — заслуженные раци­онализаторы БССР, машинист депо Анатолий Петрович Горбач избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Совершенству нет предела!

 Локомотивное депо — крупнейшее многопрофильное ремонтно-эксплуатационное предприятие Белорусской магистрали. Это не столько теплово­зы и электровозы, сколько люди: тру­долюбивые, дисциплинированные, ответственные, технически грамот­ные. В 2003 году здесь первыми сре­ди железнодорожных организаций СНГ разработали и внедрили систему менеджмента качества в соответствии с требованиями государственного стандарта качества.

Развивая и совершенствуя систему управления пред­приятием, в 2006 году сер­тифицировали интегри­рованную систему менед­жмента в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001 и СТБ 18001-2005. Количество внедренных на тот момент интегрированных систем менеджмента в Республике Беларусь и странах СНГ было невелико. Локомотивное депо Барановичи стало восьмым пред­приятием в стране, создавшим и сертифицировавшим интегрированную систему менеджмента на базе этих двух стандартов, а в железнодо­рожной отрасли — первым!

В 2009 году, опять-таки впервые на БелЖД, была проведена доброволь­ная сертификация услуги по техни­ческому обслуживанию электровозов ВЛ80с в целях подтверждения соот­ветствия требованиям СТБ 1453-2004.

За значительные достижения в об­ласти качества выполняемых работ по ремонту электропоездов серии ЭР-9 и внедрение высокоэффективных ме­тодов управления качеством по ито­гам работы в том же 2009-м депо при­судили премию Брестского облис­полкома как предприятию — победи­телю конкурса в области качества.

В 2010-м специалисты предприятия провели мероприятия по корректировке действующей в депо системы управления окружающей средой на предмет приведения ее в соответствие с требованиями государственного стандарта СТБ ИСО 14001-2005. Сис­тема управления окружающей средой устанавливает требования к органи­зации технологического процесса ре­монта подвижного состава для реали­зации принципов и обязательств эко­логической политики на предприятии. С этой целью введен производствен­ный экологический контроль.

По итогам работы за 2010 год кол­лективу Локомотивного депо Барано­вичи постановлением Белорусской железной дороги и Белорусского про­фессионального союза железнодо­рожников и транспортных строителей присуждено первое место среди предприятий ГО «Белорусская же­лезная дорога».

За работу в минувшем году пред­приятие признано дипломантом кон­курса «Лучшая организация Мини­стерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в области ка­чества».

А недавно первый вице-премьер Владимир Семашко торжественно вручил премии Правительства Рес­публики Беларусь за достижения в области качества за 2011 год четыр­надцати предприятиям Беларуси (за внедрение высокоэффективных ме­тодов управления качеством и обес­печение на этой основе выпуска кон­курентоспособной продукции, оказа­ния услуг). В их числе — обособлен­ное структурное подразделение «Ло­комотивное депо Барановичи» транс­портного РУП «Барановичское отде­ление Белорусской железной дороги».

День сегодняшний, день завтрашний

Депо обеспечивает реализацию стратегической задачи Белорусской железной дороги по выходу на новый уровень транспортного обслуживания населения и хозяйственных субъектов Беларуси за счет повыше­ния качества предоставляемых услуг.

Первым шагом на пути предоставления услуг по перевозкам грузов и пассажиров современного уровня, соответствующего мировым стандартам, является реализация Белорус­ской магистралью важнейшего инве­стиционного проекта по обновлению подвижного состава. Приобретаемые I дорогой новейшие десять электро­поездов швейцарской компании  «Stadler», альтернативы которым в нашей стране по комфортности се­годня нет, и двенадцать магистраль­ных электровозов белорусско-китай­ского производства (БКГ-1) отвеча­ют всем требованиям надежности и безопасности подвижного состава. Одна из ключевых ролей в данном проекте отведена Локомотивному депо Барановичи. Учитывая широ­кие возможности имеющегося тех­нологического оборудования, коллективу доверили сборку электро­поездов «Stadler» перед их отправкой в эксплуатацию, а после принятия на баланс БелЖД электровозов БКГ-1 будет организована их эксплуатация, обслуживание и ремонт. Напомним, что электропоез­да «Stadler» успешно работают на городских и региональных линиях страны.

В связи с увеличением приписного парка за счет новых магистральных электровозов китайского производ­ства и передачей на баланс депо электропоездов серии ЭР-9 для орга­низации обслуживания и ремонта данного подвижного состава намече­на реконструкция производства. Ус­тановка современного технологичес­кого оборудования позволит улуч­шить условия труда персонала и организовать при этом около 300 но­вых рабочих мест.

Значительные средства вкладыва­ются в модернизацию производства для снижения цен на производимую продукцию, применение новых видов современных материалов и запчас­тей. Активно проводятся работы по исследованию технического состоя­ния подвижного состава (электрово­зов и электропоездов) с целью последующего увеличения сроков его службы. Разработана и внедрена в производство технология восстанов­ления кузова, рам тележек электро­возов ЧС-4Т для продления назначен­ного срока службы локомотивов на двадцать лет по результатам визу­ального и инструментального обсле­дования.

В целях обеспечения наиболее ра­ционального использования топлива для комбинированного производства электрической и тепловой энергии в начале 2011 года в депо сдан в эксп­луатацию объект «Мини-ТЭЦ». Он включает в себя замену парового кот­ла ДЕ16/14-ГМ на стальной паровой котел «LOOS UNIVERSAL UL-S» и ус­тановку микротурбинного безредукторного блока модели С600 произ­водства Capstone Turbine Corp. (США). Газотурбинная установка дает два вида энергии одновременно: электрическую и тепловую. В результате реализации проекта плановая выработка электроэнергии мини-ТЭЦ составит 2230,6 тыс. кВт ч/год.

Годовая экономия топливно-энер­гетических ресурсов составит 83,5 т.у.т., кроме этого, ежегодное ис­пользование вторичных энергоресур­сов составит 460 т.у.т.

В цеху по ремонту дизель-поездов депо освоено использование сол­нечных батарей для нужд горячего водоснабжения, что позволяет производить остановку работы котель­ной во 2—3-м кварталах (в период солнечной активности) и получать экономию ТЭР 6,9 млн. рублей в год за счет использования солнечной энергии.

Главным рынком предоставления услуг по ремонту ТПС является наци­ональный. Основными заказчиками — Белорусская железная дорога, «Беларуськалий», «Гродно Азот».

На международном уровне депо сотрудничает с предприятиями Лат­вии (ООО RRA, Beltias Remonta GRORO, АО «VRC Zasulauks» г. Риги) и Российской Федерации (ООО «Терминал-ДС», ЗАО «Центросоль» г. Москвы, «РемЖелТранс» г. Санкт- Петербурга).

 

Виктор Николаев, заместитель начальника Локомотивного депо Барановичи
по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам

 

Рэспубліка

20.03.2012

 

 

К списку новостей за 2012 год