Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Сложное слово «издержка»

04 января 2012

Арсенал средств борьбы с производственными издержками на магистралях «пространства 1520» весьма широк. Но некоторые администрации находятся в таком организационном состоянии, когда сам критерий «издержка» по отношению к их работе трудно применим.

Дефицит

Канат Альмагамбетов, управляющий директор по эксплуатации АО «Казахстан темир жолы»:

— Основными источниками из­держек в АО «НК «Казахстан темир жолы», как и у всех других постсо­ветских магистралей, являются де­фицит наиболее востребованных видов подвижного состава, его непроизводительные задержки под погрузкой, особенно при выходе за пределы сети, нехватка локомотивов. Решение этих проблем на нашей дороге достигается за счёт использования оптимальных для основной грузовой базы технологий перевозок, применения жёстких договоров с грузовладельцами и получателями по срокам возврата вагонов.

Для ликвидации проблемы не­хватки тягового и подвижного состава при поддержке государ­ственного финансирования созда­ны новые вагоносборочные и локомотивостроительные заводы, а в условиях сезонного дефицита мы применяем схемы поощрения для привлечения на сеть собственных вагонов операторов и грузовла­дельцев, в том числе и зарубежных, используем маршрутные поезда.

Ждём

Евгений Новиков, генеральный директор АО «Укрвнештранс»:

— В железнодорожной отрасли Укра­ины для снижения издержек в орга­низации перевозочного процесса не предпринимается ничего, поскольку она находится в стадии реорганизации. Совсем недавно утверждена концепция реформы железнодорож­ного транспорта, поэтому пока ещё нет никаких критериев — как в новых обстоятельствах определять издерж­ки, где могут быть их источники, что делать для их снижения.

В условиях нынешнего состоя­ния «Укрзализныци» речь нужно вести не о сокращении издержек, а хотя бы о прозрачном порядке фор­мирования себестоимости пере­возочного процесса. Но и этого не происходит. Ни один экспедитор, работающий с украинской желез­ной дорогой, не может получить чёткую информацию, из чего она формируется. Подчас возникает впечатление, что «Укрзализныця» сама ­не имеет точного представления об этом.

Новый метод

Сергей Палкин, первый заместитель генерального директора Центра технического аудита ОАО «РЖД»:

— Центр технического аудита ОАО «РЖД» предлагает в качестве прин­ципиально нового метода снижения издержек и повышения эффектив­ности бизнеса внедрение метода бережливого производства. Но на бо­лее строгом применении процессно­го метода управления в полном его понимании, как это международными стандартами, на­пример ISO и IRIS. Ключевая его чер­та — скорость процессов, управление которыми эффективно тогда, когда они строго определены и наделены единым распорядителем необходи­мыми ресурсами. Когда имеется ре­альный потребитель их результатов, а их результативность непрерывно оценивается по ключевым показате­лям деятельности.

По сути, это новая философия эф­фективного управления бизнесом, со­гласно которой приобретатель любой продукции или услуги по перевозке готов оплачивать лишь те издержки по производству, которые формиру­ют её потребительскую ценность. Его первая задача — снижение издержек за счёт уменьшения потерь времени и рост эффективности не столько за счёт уменьшения расходов матери­альных ресурсов, сколько благодаря ускорению процессов создания по­требительской ценности в готовом продукте.

Свой набор

Николай Бекиш, главный экономист Белорусской железной дороги:

— Основным инструментом сниже­ния издержек на любой железной дороге является ускорение вагонооборота. Чтобы добиться этого ре­зультата, мы применяем жёсткую политику штрафных санкций за простой к грузовладельцам, в чём получаем полную поддержку госу­дарства.

Вторая составляющая — сбере­жение ресурсов. Любая инвести­ционная программа дороги, не со­держащая пунктов по снижению расходов, отправляется на дора­ботку. Выполняется ряд ключевых проектов развития магистрали — электрификация основных ходов, снижение расхода энергии.

Ещё один способ снижения из­держек — минимизация расходов средств непосредственно БЖД. Электрификация осуществляется на средства кредита в $100 млн. Эксимбанка Китая. В программе разви­тия железнодорожного транспорта Белоруссии есть положения о бюд­жетном финансировании наших инфраструктурных проектов. Более того, мы привлекаем при поддерж­ке государственного руководства и региональные финансы для наших инфраструктурных работ. В частности, так было при реализации про­екта запуска пригородных поездов. Все эти шаги позволяют нам сокра­щать расходы наших собственных средств, а значит, и снижать себестоимость перевозок.

Дали стимул

Альбертас Шименас, заместитель генерального директора «Литовских железных дорог»:

— Уровень затрат магистрали определяется уровнем состояния технических активов, инфраструк­туры, качеством организации перевозочного процесса, включаю­щего в себя информатизационное обеспечение, квалификацию и мотивированность сотрудников. Руководствуясь этими исходными положениями, наша магистраль определяет направление своей работы по снижению издержек.

В частности, мы открываем в Вильнюсе новый центр управления движением, который позволит в режиме реального времени отсле­живать все перевозочные процессы на дороге вплоть до отдельного ва­гона. Его работа будет практически полностью выполняться без вме­шательства человека. Это позволит максимально оптимизировать все наши графики, маршруты движения поездов, сроки и порядок подачи ва­гонов и локомотивов, формирование поездов.

Другое направление снижения издержек, которое может быть незамеченным на сети масшта­ба РЖД, но очень важно для нас, — модернизация маневрового тя­гового состава. Мы хотим к 2015 году полностью обновить ма­невровый парк. С этой же целью к 2015 году мы намерены обно­вить пассажирский парк, полно­стью отказавшись от нынешних вагонов, требующих трудоёмких и дорогостоящих ремонтов и до­рогих в эксплуатации. Ещё один приоритет — стимулирование наших сотрудников на то, чтобы их интересы максимально со­четались с интересами дороги. Мы вводим систему, когда наши работники смогут больше зара­батывать лишь на тех показате­лях производительности, кото­рые зависят только от качества труда.

 

Гудок 1520

2011 № 24

К списку новостей за 2012 год