Сложное слово «издержка»
04 января 2012
Арсенал средств борьбы с производственными издержками на магистралях «пространства 1520» весьма широк. Но некоторые администрации находятся в таком организационном состоянии, когда сам критерий «издержка» по отношению к их работе трудно применим.
Дефицит
Канат Альмагамбетов, управляющий директор по эксплуатации АО «Казахстан темир жолы»:
— Основными источниками издержек в АО «НК «Казахстан темир жолы», как и у всех других постсоветских магистралей, являются дефицит наиболее востребованных видов подвижного состава, его непроизводительные задержки под погрузкой, особенно при выходе за пределы сети, нехватка локомотивов. Решение этих проблем на нашей дороге достигается за счёт использования оптимальных для основной грузовой базы технологий перевозок, применения жёстких договоров с грузовладельцами и получателями по срокам возврата вагонов.
Для ликвидации проблемы нехватки тягового и подвижного состава при поддержке государственного финансирования созданы новые вагоносборочные и локомотивостроительные заводы, а в условиях сезонного дефицита мы применяем схемы поощрения для привлечения на сеть собственных вагонов операторов и грузовладельцев, в том числе и зарубежных, используем маршрутные поезда.
Ждём
Евгений Новиков, генеральный директор АО «Укрвнештранс»:
— В железнодорожной отрасли Украины для снижения издержек в организации перевозочного процесса не предпринимается ничего, поскольку она находится в стадии реорганизации. Совсем недавно утверждена концепция реформы железнодорожного транспорта, поэтому пока ещё нет никаких критериев — как в новых обстоятельствах определять издержки, где могут быть их источники, что делать для их снижения.
В условиях нынешнего состояния «Укрзализныци» речь нужно вести не о сокращении издержек, а хотя бы о прозрачном порядке формирования себестоимости перевозочного процесса. Но и этого не происходит. Ни один экспедитор, работающий с украинской железной дорогой, не может получить чёткую информацию, из чего она формируется. Подчас возникает впечатление, что «Укрзализныця» сама не имеет точного представления об этом.
Новый метод
Сергей Палкин, первый заместитель генерального директора Центра технического аудита ОАО «РЖД»:
— Центр технического аудита ОАО «РЖД» предлагает в качестве принципиально нового метода снижения издержек и повышения эффективности бизнеса внедрение метода бережливого производства. Но на более строгом применении процессного метода управления в полном его понимании, как это международными стандартами, например ISO и IRIS. Ключевая его черта — скорость процессов, управление которыми эффективно тогда, когда они строго определены и наделены единым распорядителем необходимыми ресурсами. Когда имеется реальный потребитель их результатов, а их результативность непрерывно оценивается по ключевым показателям деятельности.
По сути, это новая философия эффективного управления бизнесом, согласно которой приобретатель любой продукции или услуги по перевозке готов оплачивать лишь те издержки по производству, которые формируют её потребительскую ценность. Его первая задача — снижение издержек за счёт уменьшения потерь времени и рост эффективности не столько за счёт уменьшения расходов материальных ресурсов, сколько благодаря ускорению процессов создания потребительской ценности в готовом продукте.
Свой набор
Николай Бекиш, главный экономист Белорусской железной дороги:
— Основным инструментом снижения издержек на любой железной дороге является ускорение вагонооборота. Чтобы добиться этого результата, мы применяем жёсткую политику штрафных санкций за простой к грузовладельцам, в чём получаем полную поддержку государства.
Вторая составляющая — сбережение ресурсов. Любая инвестиционная программа дороги, не содержащая пунктов по снижению расходов, отправляется на доработку. Выполняется ряд ключевых проектов развития магистрали — электрификация основных ходов, снижение расхода энергии.
Ещё один способ снижения издержек — минимизация расходов средств непосредственно БЖД. Электрификация осуществляется на средства кредита в $100 млн. Эксимбанка Китая. В программе развития железнодорожного транспорта Белоруссии есть положения о бюджетном финансировании наших инфраструктурных проектов. Более того, мы привлекаем при поддержке государственного руководства и региональные финансы для наших инфраструктурных работ. В частности, так было при реализации проекта запуска пригородных поездов. Все эти шаги позволяют нам сокращать расходы наших собственных средств, а значит, и снижать себестоимость перевозок.
Дали стимул
Альбертас Шименас, заместитель генерального директора «Литовских железных дорог»:
— Уровень затрат магистрали определяется уровнем состояния технических активов, инфраструктуры, качеством организации перевозочного процесса, включающего в себя информатизационное обеспечение, квалификацию и мотивированность сотрудников. Руководствуясь этими исходными положениями, наша магистраль определяет направление своей работы по снижению издержек.
В частности, мы открываем в Вильнюсе новый центр управления движением, который позволит в режиме реального времени отслеживать все перевозочные процессы на дороге вплоть до отдельного вагона. Его работа будет практически полностью выполняться без вмешательства человека. Это позволит максимально оптимизировать все наши графики, маршруты движения поездов, сроки и порядок подачи вагонов и локомотивов, формирование поездов.
Другое направление снижения издержек, которое может быть незамеченным на сети масштаба РЖД, но очень важно для нас, — модернизация маневрового тягового состава. Мы хотим к 2015 году полностью обновить маневровый парк. С этой же целью к 2015 году мы намерены обновить пассажирский парк, полностью отказавшись от нынешних вагонов, требующих трудоёмких и дорогостоящих ремонтов и дорогих в эксплуатации. Ещё один приоритет — стимулирование наших сотрудников на то, чтобы их интересы максимально сочетались с интересами дороги. Мы вводим систему, когда наши работники смогут больше зарабатывать лишь на тех показателях производительности, которые зависят только от качества труда.
Гудок 1520
2011 № 24
К списку новостей за 2012 год