Простои вагонов сокращены вдвое
20 января 2012
Увеличение экспорта продукции белорусскими предприятиями, создание единого таможенного пространства с Российской Федерацией и Республикой Казахстан сказались на повышении дальности перевозок. Маршруты следования грузов стали длиннее, и, как следствие, продолжительность оборота железнодорожных вагонов увеличилась. Направляемые в страны Средней Азии и Зауралье, они нередко возвращаются обратно только через несколько месяцев. В результате уменьшилось количество вагонов, которые Белорусская железная дорога может предоставить грузоотправителям республики под погрузку. Обострилась обстановка с нехваткой вагонов для полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов.
Для решения этой проблемы имеются два пути — экстенсивный, направленный на увеличение парка вагонов, и интенсивный, предусматривающий сокращение простоев вагонов под грузовыми и технологическими операциями или в ожидании этих операций, увеличение скоростей доставки грузов и ряд других мероприятий. Как известно, в нашей стране правительством принимаются меры по собственному производству вагонов путем наращивания мощностей Могилевского вагоностроительного завода и строительства Осиповичского вагоностроительного завода, продукция которых будет направляться на пополнение парка вагонов Белорусской железной дороги и на экспорт в страны Содружества.
Снижение простоев вагонов под всеми операциями и в ожидании их — наименее затратный путь и одна из главных задач работников железнодорожного транспорта. В прошедшие годы, когда вагонов для удовлетворения потребностей народного хозяйства было в достаточном количестве, многие руководители не уделяли должного внимания технологическому перевооружению транспортных цехов предприятий. В результате этого в условиях существенного роста объемов погрузки и выгрузки продукции на прежних грузовых устройствах простои вагонов значительно возросли. Сокращение простоев позволяет повысить эффективность использования рабочего парка вагонов и снизить закупку нового подвижного состава, повышая перерабатывающую способность станций и делая ненужными дополнительные вложения в их развитие.
10 лет назад среднее время простоев вагонов под погрузочно-разгрузочными операциями по Могилевскому отделению Белорусской железной дороги составляло 9,95 часа, а в I полугодии 2011 года достигло 12,75 часа. Для повышения эффективности использования вагонов Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2011 №1088 внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта общего пользования. Изменения предусматривают значительное повышение размера неустойки и изменение порядка ее начисления за задержку вагонов Белорусской железной дороги на время более 24 часов под погрузкой и выгрузкой по причинам, зависящим от грузоотправителей и грузополучателей. Это способствовало повышению экономической заинтересованности грузоотправителей и грузополучателей в недопущении сверхнормативного простоя вагонов на пунктах погрузки и разгрузки.
Вопрос о повышении эффективности использования грузового подвижного состава железнодорожного транспорта субъектами хозяйствования неоднократно рассматривался на заседаниях Могилевского облисполкома с приглашением руководителей предприятий. «В сегодняшних экономических условиях, когда ощущается острая нехватка подвижного состава для экспорта произведенной в области продукции, необоснованный простой железнодорожного транспорта недопустим. Необходимо принять все меры, чтобы оптимизировать и повысить эффективность его использования», — потребовал председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник на сентябрьском рассмотрении этого вопроса. В целях сокращения простоя вагонов Могилевской таможне поручено более оперативно осуществлять таможенное оформление грузов в вагонах, организовать при необходимости работу пунктов таможенного оформления по воскресным и праздничным дням, рассмотреть вопрос о целесообразности создания дополнительных пунктов на крупных железнодорожных станциях области.
Выполнение мер по сокращению простоев вагонов взято на контроль созданной при облисполкоме постоянно действующей комиссии под председательством заместителя председателя облисполкома. В результате начиная с августа среднее время простоев вагонов из месяца в месяц неуклонно сокращалось и в декабре составило 5,32 часа. Однако некоторыми грузовладельцами все же допускались случаи длительного простоя вагонов. К их числу относятся ИЗАО «Пивоварни Хайнекен», допустившее в декабре время нахождения вагонов на ответственности предприятия 29,49 часа, ОАО «Беларусьрезинотехника» — 29,75 часа, ОАО «Костюковичский леспромхоз» — 18,06 часа и некоторые другие. По словам начальника грузового отдела Могилевского отделения Белорусской железной дороги Олега Толстыко, современная автоматизированная система, действующая на БЖД, позволяет отслеживать продвижение вагонов и осуществлять мониторинг их простоев на станциях и подъездных путях предприятий. На основе владения указанной информацией принимаются управленческие решения по сокращению времени нахождения вагонов на любом из этапов движения, а также недопущению скапливания их на станциях в большом количестве.
По информации, полученной от Могилевского транспортного прокурора Николая Вульвача, работа с грузовыми вагонами предприятий-клиентов транспортного РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» находится на постоянном контроле прокуратуры. Некоторые предприятия в прошедшем году значительно превысили нормативные сроки при обработке вагонов, что повлекло оплату клиентами отделению дороги 304 296,2 тыс. рублей (например, ОАО «Могилевхлебопродукт» — 20 197 тыс. рублей; КП ДУП «Слуцкое УПТК» — 11 317 тыс. рублей; ОАО «ФанДок» — 6689 тыс. рублей и т. д.). С целью пресечения фактов непроизводительного простоя транспортной прокуратурой были направлены требования восьми руководителям предприятий об улучшении организации работы с подвижным составом, а также о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности за причиненный ущерб. Об имеющих место задержках вагонов информированы два территориальных прокурора. По результатам рассмотрения требований прокуратуры нанимателями привлечено к дисциплинарной ответственности 11 должностных лиц, с 15 взыскано более 16 770 тыс. рублей за причиненный ущерб, что также способствовало сокращению простоев вагонов, высвободив их для удовлетворения потребностей народного хозяйства в перевозках грузов. Приятно отметить, что инициатива Белорусской железной дороги, поддержанная всеми ветвями исполнительной власти и органами прокурорского надзора, принесла ощутимые плоды по повышению эффективности использования вагонного парка страны.
Виктор Петрушко
Транспортный вестник
19.01.2012