Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

На Белорусской железной дороге появляются поезда бизнес- и эконом-классов

27 января 2012

С 2012 года Белорусская железная дорога внедряет новый государственный стандарт общих требований к внутриреспубликанским пассажирским перевозкам. Он устанавливает, в частности, классификацию поездов, общие требования к инфраструктуре, подвижному составу и персоналу, а также требования к оборудованию подвижного состава и услугам, которые предоставляют пассажирам в поездах.

Как объяснили на Белорусской железной дороге, принятая стандар­том классификация разрабатыва­лась исходя из потребностей пассажиров. Так, городские линии пред­назначены для частых ежедневных поездок в крупных городах (столице 1 областных центрах). Расстояние следования такого поезда невелико — в пределах железнодорожного узла или до города-спутника, но с учетом роста пригородной застройки и вы­носа жилых микрорайонов за кольцевую дорогу. При существующей нагрузке на автомобильную сеть поезда должны стать альтернативой, если будет обеспечена достаточная частота обращения.

Региональные линии предназначены для подвоза/вывоза пассажиров в города из прилегающих райо­нов. По мнению железнодорожников, если учитывать, в частности, тяго­тение рабочей силы к промышлен­ным центрам, а всего населения — к объектам культурно-социальной ин­фраструктуры, то такие линии мо­гут оказать значительную услугу развитию регионов, в которых мо­гут проживать студенты и работни­ки больших городов. Межрегиональ­ные линии создаются для поездок между областными центрами, а так­же в столицу.

Согласно стандарту, каждый ва­гон подвижного состава поездов межрегиональных, региональных и городских линий должен быть оборудован системами электроснабжения, освещения, вентиляции и кондицио­нирования воздуха, отопления, ра­диовещания, видеонаблюдения.

Основное нововведение СТБ - это нормирование скорости движения по­ездов для сокращения времени поездки. Так, региональные и межрегио­нальные поезда будут делиться на бизнес- и эконом-классы. Для поездов бизнес-класса на межрегиональ­ных линиях определена скорость дос­тавки не менее 90 километров в час, региональных — 80 километров в час. Причем это не скорость движения на отдельных участках, а из пункта от­правления до пункта назначения. Та­кая скорость будет достигаться за счет подготовки инфраструктуры и применения современного подвижно­го состава. В то же время, чтобы сократить время в пути, для поездов бизнес-класса вводятся существенные ограничения остановок. Так, поезда бизнес-класса на межрегиональных линиях будут останавливаться только в городах с населением не менее 50 тыс. человек, а на региональных ли­ниях — в городах областного подчине­ния, районных центрах и городах-спутниках. Для поездов эконом-класса пе­речень стоянок расширен, но из-за этого жесткое нормирование скорос­ти отсутствует.

Для поездов бизнес-класса на межрегиональных линиях определена скорость доставки не менее 90 километров в час, региональных — 80 километров в час. Причем это не скорость движения на отдельных участках, а из пункта отправления до пункта назначения.

КОМПЕТЕНТНО

На вопросы корреспондента «Обозревателя» отвечает старший дорожный ревизор по безопасности движения пассажирской службы Белорусской железной дороги Денис Тонконог.

- Денис Владимирович, новый стандарт начал действовать с 1 января, в нем заложены очень высокие критерии. Как они будут воплощать­ся в жизнь?

- В стандарте указывается, что об­ласть применения относится к подвиж­ному составу, который вводится в экс­плуатацию с 1 января 2012 года. Одна­ко работа, проводимая в рамках вне­дрения нового формата пассажирских перевозок, начата ранее — приобрете­ны составы швейцарской компании Stadler Bussnang AG. Результаты мож­но оценить на маршрутах городских линий: станция Минск-Пассажирский-станция Ждановичи, станция Минск-Пассажирский-станция Беларусь (г. Заславль). График поездов городс­ких линий находится в процессе по­стоянной доработки, и жители Минс­ка должны это почувствовать после введения нового графика движения по­ездов в мае 2012 года. Организованы перевозки поездами бизнес-класса ре­гиональных линий по маршрутам Барановичи-Минск, Барановичи-Брест, Минск-Орша. Это первые шаги. Бе­лорусская железная дорога стремится повысить эффективность и террито­риально расширить регионы обслужи­вания. Для широкого внедрения тре­бований стандарта предстоит продол­жительная и напряженная работа.

- Уточните, пожалуйста, что зна­чит «бизнес-класс». Мы привыкли, что в составе может быть один вагон по­вышенной комфортности. А по новым правилам что значит «повышенная комфортность»?

- До сих пор у нас отсутствовали понятия «бизнес-класс» и «эконом-класс». Стратегически принято, что бизнес-класс — это в первую очередь скорость, поэтому стандартом опреде­лены минимальные маршрутные ско­рости, которые нормируют время дос­тавки пассажиров от начальной до ко­нечной точки. Территория Беларуси довольно компактна, что позволяет покрыть маршрутной сетью дневных поездов всю ее территорию при вы­полнении введенных нормативов ско­рости. Бизнес-класс должен способ­ствовать повышению мобильности на­селения, сокращению затрат времени в пути и, соответственно, развитию со­циально-экономических связей регио­нов.

- Но ведь скорость ограничена еще и из-за того, что у нас извилис­тая железная дорога. Придется пе­рекладывать пути, чтобы была воз­можность держать нужную скорость?

- Это более сложный вопрос, чем радиус кривых участков железнодорож­ного пути. Процесс перевозки поддер­живает большое количество инженер­ных коммуникаций, которые могут ог­раничивать скорость движения поезда. Но с точки зрения обывателя вы правы — с инфраструктурой тоже предстоит значительная работа, хотя многое уже сделано. К примеру, региональные по­езда сейчас обращаются со следующи­ми показателями: Минск-Орша (рас­стояние 212 километров) — за 2 часа 18 минут вместо 3 часов 43 минут на обычной электричке; путь Минск-Барановичи занимает 1,5 часа вместо 3; на дорогу от Бреста до Барановичей (206 километров) в новом фор­мате уходит 1 час 56 минут вместо 3,5 часа. Согласитесь, что с учетом остано­вок в пути следования новый график довольно интересный, скоростной ре­жим позволяет преодолеть расстояние, например, от Бреста до Орши менее чем за 6 часов. Сомневаюсь, что автомоби­лист сможет доехать из Минска в Оршу или из Бреста до Барановичей за такое же время, как региональный поезд, без нарушения скоростного режима. Если в совокупности учитывать факторы безо­пасности, экологичное и доступнос­ти, то выбор потребителя очевиден. 

Светлана Сабило

Обозреватель
27.01.2012

К списку новостей за 2012 год