На Белорусской железной дороге появляются поезда бизнес- и эконом-классов
27 января 2012
С 2012 года Белорусская железная дорога внедряет новый государственный стандарт общих требований к внутриреспубликанским пассажирским перевозкам. Он устанавливает, в частности, классификацию поездов, общие требования к инфраструктуре, подвижному составу и персоналу, а также требования к оборудованию подвижного состава и услугам, которые предоставляют пассажирам в поездах.
Как объяснили на Белорусской железной дороге, принятая стандартом классификация разрабатывалась исходя из потребностей пассажиров. Так, городские линии предназначены для частых ежедневных поездок в крупных городах (столице 1 областных центрах). Расстояние следования такого поезда невелико — в пределах железнодорожного узла или до города-спутника, но с учетом роста пригородной застройки и выноса жилых микрорайонов за кольцевую дорогу. При существующей нагрузке на автомобильную сеть поезда должны стать альтернативой, если будет обеспечена достаточная частота обращения.
Региональные линии предназначены для подвоза/вывоза пассажиров в города из прилегающих районов. По мнению железнодорожников, если учитывать, в частности, тяготение рабочей силы к промышленным центрам, а всего населения — к объектам культурно-социальной инфраструктуры, то такие линии могут оказать значительную услугу развитию регионов, в которых могут проживать студенты и работники больших городов. Межрегиональные линии создаются для поездок между областными центрами, а также в столицу.
Согласно стандарту, каждый вагон подвижного состава поездов межрегиональных, региональных и городских линий должен быть оборудован системами электроснабжения, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха, отопления, радиовещания, видеонаблюдения.
Основное нововведение СТБ - это нормирование скорости движения поездов для сокращения времени поездки. Так, региональные и межрегиональные поезда будут делиться на бизнес- и эконом-классы. Для поездов бизнес-класса на межрегиональных линиях определена скорость доставки не менее 90 километров в час, региональных — 80 километров в час. Причем это не скорость движения на отдельных участках, а из пункта отправления до пункта назначения. Такая скорость будет достигаться за счет подготовки инфраструктуры и применения современного подвижного состава. В то же время, чтобы сократить время в пути, для поездов бизнес-класса вводятся существенные ограничения остановок. Так, поезда бизнес-класса на межрегиональных линиях будут останавливаться только в городах с населением не менее 50 тыс. человек, а на региональных линиях — в городах областного подчинения, районных центрах и городах-спутниках. Для поездов эконом-класса перечень стоянок расширен, но из-за этого жесткое нормирование скорости отсутствует.
Для поездов бизнес-класса на межрегиональных линиях определена скорость доставки не менее 90 километров в час, региональных — 80 километров в час. Причем это не скорость движения на отдельных участках, а из пункта отправления до пункта назначения.
КОМПЕТЕНТНО
На вопросы корреспондента «Обозревателя» отвечает старший дорожный ревизор по безопасности движения пассажирской службы Белорусской железной дороги Денис Тонконог.
- Денис Владимирович, новый стандарт начал действовать с 1 января, в нем заложены очень высокие критерии. Как они будут воплощаться в жизнь?
- В стандарте указывается, что область применения относится к подвижному составу, который вводится в эксплуатацию с 1 января 2012 года. Однако работа, проводимая в рамках внедрения нового формата пассажирских перевозок, начата ранее — приобретены составы швейцарской компании Stadler Bussnang AG. Результаты можно оценить на маршрутах городских линий: станция Минск-Пассажирский-станция Ждановичи, станция Минск-Пассажирский-станция Беларусь (г. Заславль). График поездов городских линий находится в процессе постоянной доработки, и жители Минска должны это почувствовать после введения нового графика движения поездов в мае 2012 года. Организованы перевозки поездами бизнес-класса региональных линий по маршрутам Барановичи-Минск, Барановичи-Брест, Минск-Орша. Это первые шаги. Белорусская железная дорога стремится повысить эффективность и территориально расширить регионы обслуживания. Для широкого внедрения требований стандарта предстоит продолжительная и напряженная работа.
- Уточните, пожалуйста, что значит «бизнес-класс». Мы привыкли, что в составе может быть один вагон повышенной комфортности. А по новым правилам что значит «повышенная комфортность»?
- До сих пор у нас отсутствовали понятия «бизнес-класс» и «эконом-класс». Стратегически принято, что бизнес-класс — это в первую очередь скорость, поэтому стандартом определены минимальные маршрутные скорости, которые нормируют время доставки пассажиров от начальной до конечной точки. Территория Беларуси довольно компактна, что позволяет покрыть маршрутной сетью дневных поездов всю ее территорию при выполнении введенных нормативов скорости. Бизнес-класс должен способствовать повышению мобильности населения, сокращению затрат времени в пути и, соответственно, развитию социально-экономических связей регионов.
- Но ведь скорость ограничена еще и из-за того, что у нас извилистая железная дорога. Придется перекладывать пути, чтобы была возможность держать нужную скорость?
- Это более сложный вопрос, чем радиус кривых участков железнодорожного пути. Процесс перевозки поддерживает большое количество инженерных коммуникаций, которые могут ограничивать скорость движения поезда. Но с точки зрения обывателя вы правы — с инфраструктурой тоже предстоит значительная работа, хотя многое уже сделано. К примеру, региональные поезда сейчас обращаются со следующими показателями: Минск-Орша (расстояние 212 километров) — за 2 часа 18 минут вместо 3 часов 43 минут на обычной электричке; путь Минск-Барановичи занимает 1,5 часа вместо 3; на дорогу от Бреста до Барановичей (206 километров) в новом формате уходит 1 час 56 минут вместо 3,5 часа. Согласитесь, что с учетом остановок в пути следования новый график довольно интересный, скоростной режим позволяет преодолеть расстояние, например, от Бреста до Орши менее чем за 6 часов. Сомневаюсь, что автомобилист сможет доехать из Минска в Оршу или из Бреста до Барановичей за такое же время, как региональный поезд, без нарушения скоростного режима. Если в совокупности учитывать факторы безопасности, экологичное и доступности, то выбор потребителя очевиден.
Светлана Сабило
Обозреватель
27.01.2012