Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Language

Специальный репортаж «Городские линии — 5 лет в движении»

22 сентября 2016

10 сентября 2016 г. исполнилось 5 лет с начала регулярного движения поездов городских линий Белорусской железной дороги. О становлении и развитии нового формата перевозок — в специальном репортаже пресс-центра БЖД.

 

5 лет назад Андрей Битус был среди машинистов, кому первым доверили осваивать новые электропоезда городских линий. Тогда для подготовки отбирали самых опытных, ответственных работников, с горящими глазами и стремлением развиваться. Осваивали первые поезда, ездили на стажировку за границу, принимали новый подвижной состав. Сейчас в моторвагонном депо Минск приписаны 6 поездов городских линий, которые находятся в постоянном движении.

Андрей Битус, машинист электропоезда моторвагонного депо Минск:

«В течение дня на поезде может смениться 3, а то и 4 бригады, которые ездят. А поезд все это время выдерживает ритм достаточно жесткий, достаточно серьезный».

В концепции нового формата перевозок во главу угла поставили мобильность и экологичность. При выборе поставщика подвижного состава Белорусская железная дорога отдала предпочтение швейцарской компании Stadler Bussnang. Их электропоезда хорошо зарекомендовали себя в разных странах Западной Европы, в том числе на железных дорогах Норвегии и Финляндии — в сходных климатических условиях. Решающими факторами стали надежность, экономичность и комфорт для пассажиров.

Андрей Кашко, первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги:

«Основная идея, основной посыл был в создании устойчивой транспортной связи между городами-спутниками Минска и столицей. Необходимо было создать прообраз наземного метро, такого, как существует S-Bahn в Германии, с переходом на региональный уровень. То есть, перевозки наземным железнодорожным транспортом в пределах города и ближайшей прилегающей территории».

В феврале 2011-го первые электропоезда из Швейцарии прибыли в Беларусь на автомобильных платформах. В локомотивном депо Барановичи вагоны поставили на тележки, там же составы прошли пусконаладочные работы и уже в марте состоялась презентация современного электропоезда, который получил наименование ЭПГ. 9 сентября 2011 года поезд городских линий представили Президенту Беларуси в рамках посещения им объектов транспортной инфраструктуры Минска. Глава государства проехал на новом поезде от железнодорожного вокзала Минск-Пассажирский до станции Ждановичи, в пути ознакомился с техническим оснащением и интерьером вагонов, побывал в кабине машиниста.

В регулярное сообщение первый поезд городских линий Белорусской железной дороги отправился 10 сентября 2011 года по маршруту Минск—Ждановичи—станция Беларусь, соединив столицу с одним из городов-спутников — Заславлем, а центр города — со спальными районами Масюковщина и Каменная горка. Помимо закупки нового подвижного состава открытию первого маршрута городских линий предшествовала большая работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры на участке Минск—Беларусь. Чтобы обеспечить безопасность и скорость движения применяли самые современные технологии.

Александр Дерюгин, заместитель начальника Минского отделения Белорусской железной дороги:

«Реализация этого проекта обошлась БЖД порядка 430 миллиардов неденоминированных рублей. Стоимость одного километра, учитывая, что мы там строили новые пути — порядка 4,5 миллионов долларов — стоил один километр пути и контактной сети. В реализации этого проекта были затронуты остановочные пункты и станции этого направления. Была выполнена модернизация двух остановочных пунктов — Масюковщина и Лебяжий и реконструкция станции Ждановичи в полном объеме, с заменой всей инфраструктуры и строительством повышенных платформ (формата 550 мм) — для удобства пассажиров».

Год 2013-й — открыто новое направление городских линий — Минск—Руденск. Современные электропоезда связали столицу со вторым городом-спутником. Перед этим на станциях Минск-Южный, Колядичи, Руденск, остановочном пункте Лошица выполнили путевое переустройство, построили подземные пешеходные переходы, павильоны, реконструировали пассажирские платформы, заменили инженерные коммуникации. На остановочном пункте Лошица в черте Минска сформирован пересадочный узел с наземным транспортом.

Ольга Долгая, начальник станции Руденск:

«Ежедневно до станции Руденск курсирует 8 пар поездов и практически у всех поездов заполняемость 200—250 человек».

Нина Креславская, пассажир городских линий:

«Езжу несколько раз в неделю туда и обратно, живу в Мачулищах. Пользуюсь Городскими линиями, потому что это комфортно, удобно, быстро, красиво и это линии еврокласса».

Татьяна Ланцетова, пассажир городских линий:

«Я на пенсии, но я стараюсь именно этим поездом ехать. Потому что всегда зайдешь — уютно, комфортно, сквозняков нет. Так что с удовольствием ездим этой — даже не пользуюсь льготным проездом в обыкновенной электричке».

Владислав Запрудский, пассажир городских линий:

«Каждое утро езжу на этой электричке и меня устраивает, что есть зарядное устройство, я всегда могу подзарядить свой телефон, если забыл дома. Могу комфортно посмотреть фильм на ноутбуке».

Еще одним «сателлитом» Минска, который в 2015 году поезда городских линий сделали еще ближе к столице, стали Смолевичи. Прежде чем запустить поезда городских линий на новый маршрут потребовалось создание необходимой инфраструктуры. Был проведен значительный объем строительных и ремонтных работ. Благодаря удобному расписанию с первого дня новый формат перевозок нашел своего пассажира.

Елена Трофимук, пассажир городских линий:

«Учусь в БГУ на мехмате, корпус находится возле вокзала. Узнали об этом уже давно и ждали когда будут такие электрички, потому что удобно с занятий, на занятия ездить. Потому что приходится на занятия ездить раз 6 в неделю, почти ежедневно».

Также центрами притяжения потоков пассажиров городских линий выступают торговые центры и общественные места. К примеру, для студентов химфака Инны и Андрея Городские линии — это, прежде всего, поездки на отдых. Молодым людям по душе европейский дизайн и быстрые маршруты городских поездов.

Андрей Томчик, пассажир городских линий:

«Вообще, удобно ездить на Минское море на выходных и на хоккей на Минск-арену. Очень удобно, за 5 минут буквально доезжаем, поэтому без проблем».

К слову, в 2014-м году внутригородские железнодорожные перевозки были особо востребованы именно в связи со спортом. За время чемпионата мира по хоккею, работая по специальному графику, они перевезли десятки тысяч болельщиков с одной ледовой арены на другую.

Новый вид железнодорожных городских перевозок изначально ориентирован на перевозки жителей Минской агломерации. Сейчас ее общее население превышает 2 миллиона человек. Поездки — как маятниковые с работы-на работу, так и внутри города по делам. А потому удобная возможность пересадки на другие виды городского транспорта и конструктивный диалог с коллегами-смежниками — необходимое условие.

Андрей Кашко, первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги:

«Мы все же работаем на единый продукт, потому что пассажир у нас один. И когда мы реализовывали этот проект, мы понимали, что если у нас будет пассажир, которого мы везем со станции, то этот пассажир появится у нас из микрорайона, который привезут к нам работники автомобильного транспорта городского».

Валерий Шкуратов, директор государственного учреждения «Столичный транспорт и связь»:

«Если говорить о Минске, то ежедневно здесь перемещается более 2 миллионов пассажиров. Естественно, тот же автобус должен быть настроен на ритмы работы транспорта, который имеет большую провозную способность — это метро и городская электричка, которая имеет высочайшую провозную способность».

Есть контакт у железнодорожников и с метрополитеном — в Минске сформировано 3 транспортно-пересадочных узла. Самый загруженный — на станции Минск-Пассажирский, следом за ним идет связка метро «Пролетарская» - станция Минск-Восточный. А с открытием нового остановочного пункта Минск-Северный в 2011 году пассажиры городских линий получили возможность удобной пересадки прямо с платформы и на станцию метро «Молодежная.

Андрей Кузьмин, пресс-секретарь Минского метрополитена:

«Безусловно, наличие этих остановочных пунктов вблизи станций метрополитена добавляет нам пассажиров. Я думаю, многие минчане оценили такое развитие транспортной инфраструктуры, когда очень удобно с городских линий тут же пересесть на стации в электропоезд и дальше по городу следовать в своем направлении».

В целом за 5 лет поезда городских линий перевезли около 12 миллионов пассажиров. О востребованности формата можно судить по динамике пассажиропотока — из года в год он только прибавляет. К примеру, с начала этого — перевезено уже более 2 миллионов пассажиров, это на 9,5% больше чем за аналогичный период 2015-го. Притом, по мнению специалистов — потенциал проекта Городские линии раскрыт далеко не полностью.

Валерий Шкуратов, директор государственного учреждения «Столичный транспорт и связь»:

«Мы работаем для пассажира. А пассажир сегодня — что он хочет в первую очередь? — его в меньшей степени интересует цена. Его интересует сегодня скорость — максимально быстро переместиться из точки, А в точку Б. И его главная задача сегодня найти такой вид транспорта, который его спрос удовлетворит».

Андрей Кашко, первый заместитель начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги:

«Сегодня организовывать можно и сквозные поезда и угловые маршруты, которые будут проходить с ждановичского направления (условно) на смолевичское, вместо руденского. Все это можно сделать, но сегодня нужно знать потребность. В этом сегменте перевозок есть над чем работать и работа эта ведется. В первую очередь, это «Столичный транспорт и связь», работа с облисполкомом непосредственно, с «Миноблавтотрансом» — по организации совместных проектов и совместного маршрута. Я думаю, что они с пониманием тоже отнесутся к нашим потребностям, к нашим возможностям и будут проявлять сегодня интерес к определенному заказу на эти перевозки».

К слову, столичные власти нацелены на улучшение транспортной и экологической ситуации. 9 сентября в городской ратуше председатель Мингорисполкома Андрей Шорец подписал Хартию о присоединении Минска к Европейской неделе мобильности. Ее завершением станет участие столицы во Всемирном дне без автомобиля 22 сентября. Уже сейчас намечен комплекс мероприятий — платные парковки в центре, перехватывающие — на въездах в город, развитие велодорожек и повышение привлекательности общественного транспорта, в том числе и экологичных поездов Городских линий.

Андрей Шорец, председатель Минского городского исполнительного комитета:

«Это один из элементов, мы считаем, городского транспорта. Сейчас мы вместе с Белорусской железной дорогой отрабатываем, как мы можем более полно его интегрировать, чтобы это не только была связь с городами-спутниками, но как можно более максимально задействовать город, в движении по городу. Это один из важных элементов организации движения общественного транспорта. Потребность в таких перевозках есть. Потому что это быстро, это комфортно и это без пробок».

Тем временем Белорусская железная дорога продолжает работу по дальнейшему развитию городских линий. В планах до 2020 года — выполнить реконструкцию пассажирской инфраструктуры на участке Минск-Пассажирский—Койданово и приобрести еще 4 электропоезда серии ЭПГ, чтобы охватить перевозками еще два города-спутника — Фаниполь и Дзержинск. Городские линии — движение продолжается.

 

Информация подготовлена пресс-центром БЖД

К списку новостей за 2016 год