Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС
ENG

150-летие железнодорожного сообщения Москва – Брест

Московско-Брестская железная дорога

Планы строительства железной дороги от Москвы до Варшавы обсуждались в обществе задолго до рассмотрения этого вопроса на официальном уровне. В 1866 году по ходатайству наместника Царства Польского графа Берга было получено высочайшее повеление о проведении исследования местности в этом направлении. В феврале 1866 года Смоленское губернское земское собрание выступило с ходатайством перед правительством России о соединении железной дорогой Москвы со Смоленском.

При проектировании железнодорожного пути от Смоленска дальше на запад были предложены два варианта. Первый предусматривал прокладку магистрали через Минск. Второй шел южнее и предусматривал поворот от Смоленска на Могилев и далее на Бобруйск и Пинск.

Все началось в 1866 году, когда Александр II предложил тогдашнему наместнику в Царстве Польском генерал-фельдмаршалу Федору Федоровичу Бергу «представить свои соображения насчет непосредственного соединения театра войны в Царстве Польском со внутреннею Россиею посредством железной дороги из Варшавы через Смоленск или через Киев в Москву».

Свой план в феврале 1867 года Ф. Берг детально изложил в записке на имя царя. Предварительно по его распоряжению на трассе были проведены первые изыскательские работы. Магистраль должна была идти от Бреста через Кобрин, Сельце, Слоним, Минск, Могилев, Горки и у Смоленска соединяться с Орловско-Витебской железной дорогой. От Сельца до Пинска предусматривалось сооружение железнодорожной ветки. Ф. Берг был против проведения железной дороги через Бобруйск, так как Бобруйская крепость, считал он, не имела значения стратегического пункта.

Но вот относительно трассы новой железнодорожной магистрали мнения наместника и министра кардинально разошлись. 19 мая 1867 года министр путей сообщения П. Мельников указал перед Комитетом железных дорог на преимущества направления от Могилева не на Минск, а на Бобруйск и Пинск. Позицию министра путей сообщения поддержал и начальник Главного штаба граф П. Гейден. Он считал, что если строить дорогу так, как предлагает Ф. Берг, то до Минска железная дорога пойдет почти параллельно уже построенной дороге Санкт-Петербург — Варшава, что резко уменьшит ее экономический эффект, а Бобруйская крепость «утратившая уже почти всякое значение, неизбежно получит таковое», кроме того, железную дорогу получит Пинск — «один из самых значительных коммерческих пунктов Западной России». Эта точка зрения получила 7 июля одобрение Александра II, и именно по этому направлению начались проектные работы. Однако в новой записке министру путей сообщения от 15 февраля 1868 года Ф. Берг продолжал отстаивать минское направление.

По распоряжению царя 1 марта 1868 года Комитет железных дорог вновь вернулся к вопросу о направлении линии Смоленск — Брест. Голоса разделились. Пять членов комитета, в том числе и военный министр, выступали за направление на Минск и Слоним, подчеркивая, что такая железная дорога кроме стратегического будет иметь и большее торгово-экономическое значение, так как пройдет по более населенной местности. Но большинство — восемь членов комитета, включая министра путей сообщения, настаивали на «бобруйском варианте». При этом П. Мельников считал, что это позволит сэкономить до 10 млн рублей и предложил вести линию от Бобруйска не до Смоленска, а до Рогачева, а затем через Могилев на север, к Витебско-Смоленской линии. При этом последний участок мог бы впоследствии войти в состав предполагавшейся дороги от Витебска через Чернигов к Киеву. Комитет принял соломоново решение: провести изыскательские работы по обоим направлениям и материалы с картой направлений «представить на Высочайшее Государя Императора благоусмотрение».

Последнее слово осталось за царем. 11 марта 1868 года появилась высочайшая резолюция: «Исполнить по мнению меньшинства». Таким образом, железнодорожную судьбу Минска решил император, и дорогу построили, правда, минуя и Могилев, и Слоним, в рекордно короткий срок — вдвое ранее запланированных на строительство трех лет.

Строительство Московско-Брестской железной дороги велось участками: Москва — Смоленск, Смоленск — Минск — Брест. Строительство дороги от Москвы до Смоленска вело частное акционерное общество, учредителями которого были «Рижский торговый дом Александра Шепелера и К°» и Банкирский дом Зульцбах (Франкфурт-на-Майне). В сентябре 1870 года этот участок (391 верста) был построен и введен в эксплуатацию.

На получение концессии по строительству дороги Смоленск — Брест претендовали свыше десяти компаний. Решение было принято в пользу того же общества, что строило участок Москва — Смоленск.

16 августа 1870 года в Столбцах состоялось торжественное освящение закладки вокзала и других железнодорожных сооружений. Дождливая погода не смогла помешать торжеству, которое началось речью священника Иоанна Янушевского о важности Московско-Смоленско-Брестского железнодорожного пути «в деле объединения Западного края на началах православия и русской народности с центральной Россией и с Москвою в особенности».

В воскресенье, 23 августа 1870 года, была совершена закладка станции Минск.

Строительство железной дороги продвигалось довольно успешно. Уже 24 сентября 1870 года на втором участке дороги началось сквозное рабочее движение.

В фондах музея хранится копия телеграммы от 14 ноября 1871 года, которая была отправлена из Минска председателю правления Московско-Брестской дороги Викбергу со следующим текстом: «Молебствие совершено Архиереем, движение по дороге открыто для публики, душевно поздравляю, буду завтра в Смоленске».

Официальной датой открытия дороги является 16 ноября 1871 года, когда открылось регулярное движение на участке Смоленск — Орша — Борисов — Минск — Брест (632 версты), что ознаменовало окончание строительства Московско-Брестской железной дороги.

Телеграмма из Смоленска от 16 ноября 1871 года председателю правления Московско-Брестской дороги Викбергу: «Открытие второго участка дороги последовало сегодня при молебствии в присутствии местных властей. Поезд товаро-пассажирский отправился Брест сейчас после молебствия. Пьем ваше здоровье».

В 1877–1879 годах были проложены вторые пути от Москвы до Кубинки и от Смоленска до Бреста. В течение 1891-1892 годов железная дорога на всем протяжении стала двухпутной.

В мае 1912 года в связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года Московско-Брестская дорога переименована в честь Александра I в Александровскую.

Источники:

1. Альбомъ чертежей общаго расположенія путей, зданій и мостовых сооруженій существующихъ въ Россіи железныхъ дорогъ. Выпускъ 1. / Сост. И.И. Воягуновъ. – М., 1872 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://andcvet.narod.ru/DR/000.html#av04. – Дата доступа: 17.03.2021.
2. Гапеев, В. И. Из века в век: к 130-летию Минского отделения Белорусской железной дороги / В. И. Гапеев, Л. Ф. Легчеков. – Мн.: Полымя, 2001. – 302 с.
3. История Белорусской железной дороги из XIX века – в век XXI. – Минск : Мастацкая літаратура, 2012. – 959 с.
4. Московско-Брестская железная дорога. М., 1879. С. 3-7. 5. Минские губернские ведомости, вып. № 35 от 29 августа 1870 г. [Национальный исторический архив Беларуси, электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://niab.by/vystavka_mingubved/temat_perechen/20/
. - Дата доступа: 17.03.2021.

Новости раздела

Белорусская железная дорога подвела итоги конкурсов творческих и исследовательских работ и авторских стихов, приуроченных к 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест Белорусская железная дорога подвела итоги конкурсов творческих и исследовательских работ и авторских стихов, приуроченных к 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест

Конкурсы «Лучшие творческие и исследовательские работы» и авторских стихов «Славлю тебя, родная магистраль» проводились на Белорусской железной дороге среди учащихся Брестского и Оршанского колледжей – филиалов Белорусского государственного университета транспорта.

Конкурс «Лучшие творческие и исследовательские работы» был организован в двух номинациях: «Лучшая творческая работа» и «Лучшая исследовательская работа». При подведении его итогов жюри оценивало представленные материалы по следующим критериям: новизна, научная, практическая и методическая значимость, исследовательский характер работы, теоретическая обоснованность, сложность, оригинальность и реалистичность проводимого исследования.

15 октября 2021
Читать дальше…
В Минске состоялся интеллектуальный конкурс, посвященный 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест В Минске состоялся интеллектуальный конкурс, посвященный 150-летию железнодорожного сообщения Москва – Брест

Конкурс проводился в рамках мероприятий, приуроченных к 150‑летию железнодорожного сообщения Москва – Брест. В играх разума принимали участие 4 команды – учащихся Брестского и Оршанского колледжей – филиалов Белорусского государственного университета транспорта, а также работников Минского и Брестского отделений Белорусской железной дороги. Зрителями увлекательного мероприятия стали воспитанники Детской железной дороги им. К. С. Заслонова и учащиеся Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта им. Е. П. Юшкевича.

Конкурс состоял из 6 этапов. Средние по сложности вопросы на железнодорожную тематику «Интеллектуальной разминки» помогли участникам настроиться на рабочий лад, ответами на 15 вопросов тура «От Москвы до Бреста» стали названия станций и вокзалов, расположенных на этом участке, а сетку «Эрудит-кроссворда» выстроили в виде числа «150».

11 октября 2021
Читать дальше…
Все новости раздела

СМИ о 150-летии железнодорожного сообщения Москва – Брест

В преддверии Дня Победы работники Белорусской железной дороги отправятся в Брест на поезде Памяти «Сквозь года звенит Победа»

7–8 мая 2021 года в рамках патриотической акции, приуроченной ко Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, и мероприятий Года народного единства состоится экскурсионная поездка на поезде Памяти «Сквозь года звенит Победа».

В акции примут участие 160 представителей Белорусской железной дороги.

Организаторами проекта выступает Туристический центр «Дортур» и профсоюзные организации Белорусской железной дороги.

Участники мероприятия на поезде Памяти «Сквозь года звенит Победа» проследуют по маршруту Минск – Брест – Минск. В Бресте для железнодорожников предусмотрена патриотическая экскурсионная программа с посещением мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» и возложением цветов к Вечному огню. Кроме того, запланировано посещение музея железнодорожной техники и тематический праздничный концерт «По дорогам песни фронтовой», подготовленный коллективами культурно-спортивных центров Брестского и Минского отделений БЖД.

05 мая 2021
Читать дальше…
Все новости раздела

Фотогалерея