• Минск-Пассажирский
  • Минск-Южный
  • Колядичи
  • Асеевка
  • Михановичи
  • Руденск
  • Пуховичи
  • Талька
  • Верейцы
  • Осиповичи
  • Елизово
  • Несета
  • Воничи
  • Друть
  • Вендриж
  • Голынец
  • Могилев
  • на станцию
    отправления
  • Минск-Пассажирский

    Станция Минск-Пассажирский расположена в городе Минске – столице Республики Беларусь, административном центре Минского района и Минской области.
    Минск – крупный узел железных дорог на Брест, Москву, Вильнюс, Гомель и др.

    23 августа (4 сентября) 1870 года в присутствии действительного статского советника Токарева и при стечении многочисленной публики была совершена закладка станции Минск Московско-Брестской железной дороги (в настоящее время станция Минск-Сортировочный). Епископ Минский и Бобруйский Александр отслужил молебен с водоосвящением и провозглашением многолетия императору и всему царственному дому. Епископ призвал своих прихожан усердно помолится Богу, чтобы тот благословил «начало сооружения общественного дома и да поможет устроить оный скоро, успешно и соответственно ожидаемых удобств и пользы общественной».


    История станции Минск-Пассажирский началась со строительства Ландваро-Роменской железной дороги.

    21 июля 1872 г. председателем Правления Московско-Брестской железной дороги фон Мекком и управляющим Ландваро-Роменской железной дороги Петерсом было заключено предварительное соглашение о соединительной ветви между дорогами в Минске. С открытием участка Минск–Ново-Вилейск Ландваро-Роменской железной дороги в январе 1873 г. на белорусской земле появился первый железнодорожный узел Минск, работавший на 3 направления.

    Станция Минск Московско-Брестской железной дороги со временем стала на узле основной сортировочно-грузовой. Пассажирское движение было сосредоточено на станции Минск Ландваро-Роменской железной работы.

    В 1873 г. было возведено здание Виленского вокзала (в настоящее время вокзал станции Минск-Пассажирский) Ландваро-Роменской (позже Либаво-Роменской) железной дороги.

    Здание имело общую длину 22 сажени (46,86 м), средняя кирпичная часть – ширину 5,5 сажени, деревянные боковые – 5,3 сажени.

    Первым начальником станции Минск Ландваро-Роменской железной дороги был студент Московского университета Василий Васильевич Склифосовский, брат известного хирурга Н.В. Склифосовского. Благодаря строительству вокзала, который в то время находился на окраине города, началась бурная застройка прилегающих к нему улиц: Бобруйской, Петербургской и Сергиевской (в настоящее время не сохранились), Михайловской (ныне ул. Кирова), Николаевской (ныне ул. Ульяновская). К 90-м годам 19 века окончательно сформировалась Привокзальная площадь в виде вытянутого прямоугольника вдоль Бобруйской улицы.



    Минск (летописный Меньск, Менеск) – город с многовековой историей (впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1067 г.), основанный как порубежная крепость Полоцкого княжества, был центром удельного княжества, затем центром воеводства Белорусско-Литовской державы, в Российской империи стал губернским городом, с 1919 года был столицей БССР и сейчас столица 10-миллионного суверенного государства, которое появилось на географической карте в 1991 году – Республики Беларусь.

    Минск сегодня – это современный административный, передовой научный, образовательный, культурный и спортивный центр Беларуси. Это и крупнейший промышленный город страны. Он занимает площадь более 200 квадратных километров. Население города превышает 1 миллион 800 тысяч жителей.



    Достопримечательности:

    Для приезжающих в столицу Беларуси по железной дороге Минск начинается с вокзала и Привокзальной площади. Современный железнодорожный вокзал Минска был построен в 2000 г. В цокольном этаже находятся камеры хранения и пункты обмена валют, на втором и третьем – сувенирные лавки, магазины, экспресс-кафе, ресторан.

    Украшением Привокзальной площади являются две многоэтажные башни, названные «Воротами города». Построенные после Второй мировой войны здания стилизованы под оборонительные башни древнего замка. На одной из башен самые большие в Беларуси часы. Это трофей, захваченный у немцев во время Второй мировой войны. Солидный возраст часов, которым уже больше столетия, и размеры (диаметр превышает 3,5 метра) делают их одной из интересных достопримечательностей.



    Минская ратуша на площади Свободы была восстановлена по старинным чертежам и данным археологических раскопок в 2003 г. на своем историческом месте. Здание неоднократно уничтожалось, горело и восстанавливалось.

    С площади Независимости берет начало проспект Независимости – главная магистраль города, которая возникла еще в начале XIX века как улица Захарьевская.
    Разрушенная во время последней войны улица была выпрямлена и расширена, архитектурный облик улицы был изменен однако многие старые здания органично вошли в новый ансамбль городского проспекта.

    Пространство от площади Независимости до площади Победы исследователи сравнивают даже с Елисейскими полями и Невским проспектом Санкт-Петербурга. В начале 90-х годов прошлого века этот участок был включен в Свод памятников истории и культуры Беларуси.



    На проспекте Независимости в микрорайоне «Восток» находится новое здание Национальной библиотеки Беларуси, открытое для пользователей 16 июня 2006 г.

    Национальная библиотека Беларуси – уникальный архитектурно-строительный и программно-технический комплекс, построенный в соответствии с новейшими научно-техническими разработками.

    Здание самого большого книгохранилища страны напоминает гигантский ограненный алмаз. Вместимость книгохранилища – 14 млн. единиц, в нем 20 читальных залов, 2000 читательских мест.

    На крыше библиотеки (высота здания более 70 метров) размещается обзорная площадка.



    На левом берегу реки Свислочь находится Троицкое предместье – воскрешенный уголок старого Минска.

    Освоение этого района города, согласно археологическим изысканиям, началось в XII веке.

    В начале XVI века на этом месте находился костел Святой Троицы, давший название предместью.

    В старом квартале много музеев, галерей, магазинов, кафе и сувенирных лавочек.



    Памятники архитектуры:

    Свято-Духов кафедральный собор (бывший костел и монастырь бернардинок) построен в стиле виленского барокко.

    Собор был заложен в 1642 году и достроен в 18 веке.

    В иконостасе собора содержится целый ряд замечательных икон, в том числе чудотворная икона Божьей Матери, явившаяся на берегу Свислочи в 1500 году.



    Костел Пресвятой Девы Марии и монастырь иезуитов (2-я половина 17 – начало 18 вв.)

    Памятник архитектуры барокко.



    Свято-Петро-Павловский собор(1612–1620 гг.)

    Здание собора одно из старейших в Минске.

    Памятник архитектуры с элементами ренессанса и барокко.



    Свято-Александро-Невская церковь
    памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля 1898 г.

    Костел Святых Симеона и Елены  (Красный костел)

    построен в 1908–1910 гг.

    Памятник архитектуры неороманского стиля.



    В городе находится большое количество музеев:

    Национальный художественный музей Республики Беларусь;
    Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны;
    Национальный музей истории и культуры Республики Беларусь;
    Литературный музей Янки Купалы;
    Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа; Литературный музей Максима Богдановича; Музей истории белорусской литературы; Литературный Музей Петруся Бровки; Музей валунов; Музей природы и экологии Республики Беларусь; Музей Истории Белорусского Кино; Дом-Музей I Съезда РСДРП филиал Национального Исторического Музея Беларуси и др.
    театров:

    Белорусский Государственный Музыкальный театр;
    Белорусский Государственный театр Кукол;
    Национальный академический Большой театр оперы и балета;
    Национальный академический театр имени Янки Купалы;
    Театр-студия Киноактера;
    Белорусский республиканский театр юного зрителя;
    Государственный Молодежный театр Республики Беларусь;
    Национальный академический драматический театр имени Максима Горького и др.
    спортивных объектов:

    многопрофильный спортивный комплекс Минск-Арена;
    Дворец спорта;
    Футбольный манеж;
    Ледовый дворец спорта;
    Дворец тенниса;
    стадион «Динамо»;
    стадион «Трудовые резервы» и др.

    Социально-культурные объекты Белорусской железной дороги:

    Минский музей истории Белорусской железной дороги:
    Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7, Дворец культуры и спорта железнодорожников.
    Контактные телефоны: (+375 17) 225 24 14, 225 54 79.

    Минский Дворец культуры и спорта железнодорожников
    Адрес: Республика Беларусь, 220039, г. Минск, ул. Чкалова, 7.
    Контактные телефоны: (+375 17) 224-89-95.
  • Минск-Южный

    Станция Минск-Южный расположена в черте города Минска.

    Станция открыта для выполнения грузовых перевозок.

  • Колядичи

    Станция Колядичи расположена рядом с городом Минском.

    Рядом со станцией находится терминал Колядичи (Республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги (государственное предприятие «БТЛЦ»), предоставляющий полный комплекс услуг по работе с универсальными контейнерами.
    Терминал состоит из контейнерной и тяжеловесной площадок, крытого ангарного склада арочного типа.

  • Асеевка

    Станция Асеевка расположена рядом с поселком Гатово Минского района.
    Первое упоминание о деревне Гатово относится к 1494 году. Подробное описание деревни можно найти в инвентарях за 1567 год. Населенный пункт в разные периоды своей истории относился к владениям различных помещиков, а также католической церкви, женского монастыря.
    В январе 1920 года (во время советской-польской войны) в Гатово прошел съезд партизан. В годы Великой Отечественной войны на территории Гатово действовал партизанский отряд.

    В 1968 году рядом с деревней Гатово построен минский завод «Вторчермет». После этого в Гатово началось строительство первых многоэтажных домов.
    В 1988 году рядом с поселком начал свою работу кожевенный завод.
    В 2010 году поселку был присвоен статус агрогородка.


  • Михановичи

    Станция Михановичи расположена в одноименном поселке Минского района. Население поселка составляет около 6 тысяч человек.
    История станции Михановичи началась с введения в эксплуатацию участка Либаво-Роменской железной дороги Минск—Бобруйск (16 сентября 1873 года). Железнодорожная станция получила свое название от соседней деревни Михановичи. В 1897 году на станции Михановичи насчитывалось 7 дворов, 43 жителя, в 1917 году — 12 дворов, 66 жителей.
    В 1974 году, недалеко от Михановичей, был построен первый компрессорный цех по обслуживанию магистрального газопровода, с этого времени значительная часть населения поселка работает в Минском Управлении магистральных газопроводов.
    В 1989 году посёлку Михановичи была присоединена деревня Островы.


    Достопримечательности:

    Рядом со станцией сохранилась водонапорная башня, с помощью которой заправлялись паровозы. Водонапорная башня д. Михановичи упоминается в исторической литературе как место проведения ІІ съезда партизан Минского уезда (5 апреля 1920 года) во время советско-польской войны.
    Во время Великой Отечественной войны местные жители активно участвовали в партизанском движении. Скульптурная композиция «Воин и партизан» с надписями 276 земляков, погибшими на фронтах и в партизанских отрядах, была установлена в 1969 году. Недалеко от станции находится братская могила партизан и воинов Советской Армии, погибших в 1941—1944 гг.


    Жизненные пути двух Героев Советского Союза связаны с Михановичами. Подполковник, командир эскадрильи бомбардировщиков Иосиф Васильевич Матрунчик (1903—1945 гг.), уроженец д. Кайково Михановичского сельского совета, получил звание Героя Советского Союза одним из первых в Минском районе: в 1940 г. в советско-финской войне. Летчик прославленной эскадрильи А.Покрышкина Герой Советского Союза Петр Иосифович Гучок учился в Михановичской семилетней школе, в 1937 году закончил ее с похвальной грамотой.


  • Руденск

    Станция Руденск расположена в одноименном поселке Пуховичского района Минской области.Руденск — узел автодорог на Узляны, Дукору, Правдинский, расположен в 22 км от Марьиной Горки (станция Пуховичи), 41 км от Минска. Население поселка составляет около 3 тысяч человек.
    В XIX веке Руденск — деревня в Игуменском уезде Минской губернии. В годы Великой Отечественной войны Руденск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, которые уничтожили в Руденске и районе 4,7 тыс. человек. В поселке действовало патриотическое подполье.

    Руденск — родина белорусского советского поэта Михася Чарота (настоящее имя — Михаил Семенович Кудзелька) (1896—1938гг.). Михась Чарот — участник Гражданской войны 1918—1920 гг., один из руководителей литовской организации «Молодняк». В сборниках стихов «Метель» (1922 г.), «Солнечный поход» (1929 г.), поэмах «Босые на пожарище» (1922 г.), «Ленин», «Беларусь лапотная» (1924г.) отражены героика Великой Октябрьской социалистической революции, большие перемены в жизни белорусского народа за годы советской власти. Автор сборника рассказов «Весноход» (1924 г.), народной драмы «На Купала» (1921 г.).


    Достопримечательности окрестностей:

    В окрестностях Руденска находится уникальный музей. Музейный комплекс «Дудутки» ― один из самых популярных и знаменитых музеев Беларуси, расположен в живописном месте рядом с рекою Птичь в 1,5 км от деревни Дудичи.
    Дудутки впервые упоминаются в летописях в XI в. Предположительно в этих местах проходила сухопутная дорога, ведущая к Полоцку, по которой по мнению исследователей и согласно «Слову о полку Игореве», полоцкий князь Всеслав Чародей проскакал «волком до Немиги с Дудудок, узнав об осаде древнего Минска...».
    В музее можно ознакомиться с укладом панского двора, работой мастеров, воссоздающих старинные технологии в действии, кулинарным наследием наших предков, чарующей природой минского края, удивительным животным миром.


    Путешествие в Дудутки ― живое прикосновение к культуре и секретам старинного ремесла белорусской земли. Множество ремесел и промыслов обрело свое второе рождение в руках дудутковских мастеров ― хранителей древних белорусских традиций. Недалеко от музея находятся церковь Св. Иоанна Крестителя, построенная в 2008 году и освященная митрополитом Филаретом, и деревянная шатровая мельница начала XX века ― ветряк высотой 14 метров.
    История музея тесно связана с родом Ельских, живших в этих местах в XVIII-XIX веках. Их имение называли «Усадьбой муз». Следуя традициям старейшего белорусского рода, Дудутки ежегодно проводят красочные праздники и фестивали средневековой культуры, народной музыки и ремесел. Из года в год в «Дудутках» празднуют Три Спаса и Масленицу, отмечают День Победы с показательными выступлениями бойцов спецназа и «солдатской кашей». С 2009 года в Дудутках проводится средневековый фестиваль славы белорусского оружия «Наш Грюнвальд».


    В окрестностях Руденска расположена небольшая деревня Дукора. Дукора известна с XVI в. Название деревни произошло, вероятно, от балтской основы dukra ― дочка.
    В XVI в. Дукора принадлежала известному роду Сапегов. Позже среди хозяев этой земли были Завиши, Огинские. Дукора и окрестности входили в свое время в так называемое «Бакштанское графство». Последний его владелец ― гетман Михаил-Казимир Огинский. После его смерти в 1800 г. наследников не осталось. Имением управлял Франтишек Ошторп, а расположенными неподалеку Смиловичами – Станислав Монюшко (дед известного впоследствии композитора Станислава Манюшко).
    Арендаторы выкупили имение у Огинских. Станислав Монюшко получил в наследство Смиловичи, Ошторп, (отец которого шведский солдат армии Карла XII, осевший некогда на белорусских землях) Дукору. В Смиловичах к тому времени был построен костел. Монюшко, чтобы соблюсти условия равного раздела, выделил средства на строительство костела в Дукоре и построил его. В XIX в. хозяином Дукоры был уже внук того шведского солдата, Леон Ошторп, ставший действительным статским советником, командором Мальтийского ордена, минским губернским маршалком. Он же построил в начале XIX в. дворец в Дукоре.

    Усадьба Ошторпов находилась недалеко от здания школы. Школа в Дукоре, как учреждение образования, существует более 135 лет. Она была одним из старейших учебных заведений бывшего Игуменского уезда (в XIX в. в него входили территории современных Червеньского, Пуховичского, Березинского, Узденского, Смолевичского районов).
    О былом величии Дукорской усадьбы свидетельствует так называемый «зегер» – башнеподобная каменная брама, в которой совмещаются формы псевдоготики и классицизма. Во дворе находились два флигеля (один из них сохранился).
    Дворец был уникальным. Здесь была собрана большая коллекция предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, был и уникальный архив: документы Огинских, Ошторпов и Гартингов.
    В годы Великой Отечественной войны дворец был уничтожен. Во дворце размещался полицейский гарнизон. Во время боевой операции группа партизан буквально выкурила гарнизон из дворца. Здание сгорело, от былого великолепия ничего не осталось.

    Дукора расположена на реке Свислочь, которая в этом участке идет параллельно железной дороге на некотором расстоянии от нее. Исток Свислочи, протяженность которой 285 км, находится на Минской возвышенности, за 1,5 км на юго-восток от деревни Шаповалы Воложинского района. Устье реки располагается на юго-восточной окраине д. Свислочи Осиповичского района. Основными притоками являются Вяча (впадает в Заславское водохранилище), Волма, Титовка, Талька.
    Река протекает по центральной части Минской возвышенности и по западной окраине Центрально-Березинской равнины. В верховье река является частью канала Вилейско-Минской водной системы. На реке расположено 6 водохранилищ: Заславское, Криница, Дрозды, Комсомольское озеро, Чижовское, Осиповичское. Крупнейшие населенные пункты на Свислочи – Заславль, Минск.
    В одном из описании начала XX в. об этом крае упоминается: «Территория, что простирается вокруг Осиповичей, относится к Минскому Полесью, но уже теряет полесский характер. Уменьшается количество болот, реки имеют более высокие берега. Свислочь – река небольшая».

    В XIX в. эти замечательные места часто посещал известный художник Аполлинарий Горавский (1833―1900 гг.). Родина Горавского ― д. Уборки (ранее находилась в Игуменском повете Минской губернии). Выпускник Петербургской академии художеств, академик, преподаватель Петербургской рисовальной школы общества поощрения художеств больше всего любил портретные и пейзажные жанры. Его лучшие работы: «Молящаяся старушка», «Болото», «Вид дубравы вблизи Бобруйска» (1855 г.), «Река Березина» (1868 г.), «Река Свислочь» (1868 г.).

  • Пуховичи

    Станция Пуховичи расположена в городе Марьина Горка Пуховичского района Минской области.
    Станция расположена в 63 километрах от Минска. Дата открытия станции ― 1873 год. Строительство железной дороги становилось мощным стимулом для ускоренного экономического развития прилегающей местности. Многого ожидали (в первую очередь местные владельцы поместий) от строительства Либаво-Роменской железной дороги. Не были исключением и дворяне Игуменского повета.
    Они считали, что железная дорога должна пройти именно через Игумен, об этом известили и губернский центр, и газеты.

    У военных топографов, которые проектировали Либаво-Роменскую железную дорогу, было другое мнение: рельеф местности требовал, чтобы железная дорога прошла через небольшое местечко Пуховичи.
    Доказательнее были, как и следовало ожидать, аргументы специалистов, а не собственнические частнохозяйственные пожелания игуменских дворян. Железную дорогу повели на Пуховичи.
    И тут в дело неожиданно вмешался Л.С.Маков — отставной министр внутренних дел России и владелец богатого поместья в Марьиной Горке. У него были свои мысли насчет маршрута Либаво-Роменской железной дороги. Бывший министр очень хотел, чтобы стальная магистраль осчастливила подвластную ему Марьину Горку.

    Богатый чиновничий опыт (умение не только брать, но и давать, кому нужно) помог Макову осуществить свою «голубую» мечту. В ход пошел главный аргумент — большая взятка, и строители, закрыв глаза на проект, проложили железную дорогу через Марьину Горку. Однако, чтобы избежать возможных неприятностей, оставили на схеме проектное название станции, а на Марьиногорском вокзале прикрепили доску с названием «Пуховичи» (до Пуховичей от Марьиной Горки почти 10 км).
    Так ли это было на самом деле, ответить трудно, но и сегодня Марьина Горка — райцентр, название которого не совпадает с названием его станции и района (район Пуховичский).

    Город Марьина Горка расположен на реке Титовка (приток р. Свислочь). Автодорогами Марьина Горка связана с Минском, Бобруйском, Уздой, Червенем. Население города составляет около 22 тысяч человек.
    В письменных источниках Марьина Горка известна с XVI в. Принадлежала Радзивиллам, Бужинским, Ратынским, Крупским. В 1793 году Марьина Горка вошла в состав Российской империи; в 1795 г. это была деревня Игуменского повета Минской губернии. После 1863 года Марьина Горка стала собственностью министра внутренних дел России Л.С.Макова.
    Интересные легенды о происхождении Марьиной Горки упоминает белорусский этнограф, писатель П.М.Шпилевский (1823―1861 гг.). Некоторые из них связаны c чудотворным образом Богоматери, который будто бы явился на этом месте, и строительством церкви на горке.

    Быстрому развитию этого населенного пункта способствовало строительство в 1873 г. линии Минск―Осиповичи Либаво-Роменской железной дороги. В 1886 году в Марьиной Горке находились 2 церкви, почтовая станция, сельскохозяйственная школа для детей всех сословий (основана 29.05.1876). В 1897 году здесь проживали 2 тыс. жителей.
    В 1917 году Марьина Горка становится поселком. С 17.07.1924 этот населенный пункт в составе Пуховичского района. С 22.07.1955 Марьина Горка стала городом. В городе действуют Марьиногорский сельскохозяйственный колледж, детский санаторий «Пуховичи», 2 филиала Пуховичского районного краеведческого музея: художественная галерея и музей «Герои и подвиги».

    Достопримечательности:

    В городе сохранился памятник архитектуры – усадебный дом Маковых 1876 г. постройки.

    Водонапорная башня, расположенная возле железнодорожной станции( первая половина XX века).

    Костел Св. Антония (перестроен в 2000-е из электростанции 1930-х гг).

    В городе установлены памятники воинам-освободителям, партизанам и подпольщикам. Во время Великой Отечественной войны фашисты уничтожили в Марьиной Горке и районе 3145 человек, действовало молодежное подполье.


    Композитора Игоря Лученка знает весь мир. «Басанож па зорках» — под таким поэтическим названием в 2001 году в издательстве «Беларусь» вышла книга писателя Владимира Липского о белорусском композиторе Игоре Лученке.
    Родился Лученок И.М. в Минске (6 августа 1938 г.), в доме на Червеньском тракте. Дом этот не сохранился. После войны семья Лученков оказалась в Марьиной Горке, где Игорь учился в школе. Поступив в Минскую музыкальную школу, он переехал жить в столицу. Игорь был отличником в первом выпуске цимбалистов.
    Далее — учеба в консерватории сразу на двух факультетах. Закончил ее будущий композитор с красным дипломом. Любовь к музыке привил Игорю отец, Михаил Лукич, который был скрипачом.
    Творческий путь И.Лученка начался в 60-е годы. Одним из первых произведений была кантата «Курган» по одноименной поэме Янки Купалы.

    Кантата «Солдатское сердце» явилась первым произведением композитора на военную тему. Игорь Лученок участвовал в трех всемирных фестивалях молодежи. В то время началась его дружба с А.Пахмутовой, Н.Добронравовым, Р.Рождественским, И.Кобзоном, В.Толкуновой.
    В 1966 г. И.Лученок впервые проявил себя как самобытный композитор-песенник. На Всесоюзном конкурсе советской песни его песня-баллада «Память сердца» получила первую премию. И.Лученок удостоен серебряной медали им. А.В.Александрова, которая присуждается за лучшие музыкальные произведения на героико-патриотическую тему.
    Среди наиболее популярных песен – «Стоят на рейде наши бригантины», «Красные звезды», «Мы идем по земле». Эмоциональным настроем проникнуты такие лирические песни, как «Вероника», «Алеся», «Ты ўспомнi ўсе», «Зачараваная мая», «Я нiкому цябе не аддам».

    И.Лученок обращается к творчеству многих поэтов: Я.Купалы, М.Богдановича, Я.Коласа, А.Кулешова, М.Танка, П.Бровки, А.Русака, Н. Гилевича, Г.Буравкина, В.Некляева и др. Его песни разнообразны и по жанрам – романсы, баллады, марши, гимны.
    И.Лученок – известный общественный деятель Беларуси. Он являлся депутатом Верховного Совета БССР, Верховного Совета СССР. С 1982 по 1985 г. – ректор Белорусской государственной консерватории, с 1980 года возглавляет Союз композиторов Беларуси. Как член жюри участвует в многочисленных конкурсах и фестивалях песни.
    5 октября 1999 г. в Москве на «Площади звезд» была заложена именная плита «Игорь Лученок». Одной из ярких, запоминающихся песен является песня «Мой родны кут», написанная на стихи Я.Коласа.

    Достопримечательности окрестностей :

    Специальный геодезический знак, свидетельствующий о том, что Пуховичский район является центром Республики Беларусь, установлен в 1996 году вблизи деревни Антоново Новоселковского сельсовета.

    Нахождение центра Беларуси на Пуховщине – это не только гордость жителей за свой уникальный уголок, но и своеобразный символ объединения народов, живущих на этой прекрасной земле.

    Пуховщина — родина около полсотни писателей: Таисия Бондарь, Александр Ельский, Владимир Ходыка, Алесь Бачила и т.д. Человек, благодаря которому цимбалы сохранились как белорусский инструмент, получили поддержку музыкальной профессиональной школы, Иосиф Жинович — тоже из этих мест.
    Стенды местного краеведческого музея рассказывают и о других известных людях этого края: художниках Александре Пашкевиче, Михаиле Зеленкине (он же известный летчик, Герой Советского Союза), Александре Финском. Родом из Пуховичей основоположник современного белорусского балета Константин Алексютович.

    Легенда

    Название современного города происходит от горы, на которой в древности стоял языческий храм. В Марьин день в нем проходили торжественные церемонии.
  • Талька

    Станция Талька расположена в одноименной деревне Минской области.
    В 1873 году через деревню Талька прошла Либаво-Роменская железная дорога и открылась железнодорожная станция.
    В IX-м томе книги В.П.Семенова «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» приводится следующий факт: «В 19 верстах за Пуховичами (Марьиной Горкой) Либаво-Роменская железная дорога достигает станции Талька, грузящей свыше 700 тысяч пудов лесных грузов». Талька расположена в 80 км от Минска.



    Достопримечательности:

    Якуб Колас часто бывал на Пуховщине, посещал здесь многие места. Среди них — Талька. В конце 90-х годов XX в. на здании вокзала железнодорожной станции Талька появилась мемориальная доска с надписью: «На Пухаўшчыне у 1933–1940, 1946–1956 гадах адпачываў і працаваў народны паэт Беларусі Я.Колас (К.М.Міцкевіч)».

    В деревне Талька протекает одноименная река, о ней Якуб Колас писал в поэме «Міхасевы прыгоды»:

    «Талька — слаўная рачушка,
    Грунт яе пясчаны,
    Бераг мяккі, як падушка,
    Дзірваном засланы.
    ...
    А звярніце вашы вочы
    Вось у гэту Тальку:
    Зачаруе каго хочаш –
    Лёню і Натальку».

    Социально-культурные объекты Белорусской железной дороги:

    Оздоровительный центр «Талька» УП «Минское отделение Белорусской железной дороги»

    Адрес: 222813, Минская область, Пуховичский район, п/о Талька
    Контактные телефоны: (+375 17) 225 14 82, (+375 1713) 71 140.

  • Верейцы

    Станция Верейцы расположена в одноименной деревне Осиповичского района Могилевской области.
    Нынешнее здание станции было построено в 1899 году.


    Достопримечательности окрестностей:

    Недалеко от станции Верейцы расположено Осиповичское водохранилище. На водохранилище находится крупнейшая в Беларуси гидроэлектростанция. Осиповичская ГЭС сооружена в 1953 году с использованием оборудования, полученного в счет выплаты контрибуции из Австрии.
    Оборудование поставлялось с таким количеством запчастей, что некоторые используют до сих пор. Если из строя выходит какая-то деталь, ее аналог выпускается штучно на профильном заводе. Персонал ГЭС составляет 15 человек.

    Осиповичское водохранилище является местом отдыха и занятий водными видами спорта, а также популярно во время зимней и летней рыбалки (водится лещ, окунь, плова, щука, карась, линь). Также в водохранилище водятся раки.
    Длина водохранилища превышает 22 км, средняя глубина около 7 метров. Сейчас на акватории водохранилища установлен режим платного рыболовства.

  • Осиповичи

    Станция Осиповичи I расположена в одноименном районном центре Могилевской области. Осиповичи являются крупным железнодорожным узлом: линии на Минск, Гомель, Могилев, Барановичи. Железная дорога разделяет город на две части.

    Одной из станций строящейся Либаво-Роменской железной дороги, проходящей по лесисто-болотистой местности имения Витгенштейна, была станция Осиповичи. Станция была основана в 1872 году в 2-х км от деревни Осиповичи, вокруг станции в 1878 году возник поселок. Это была небольшая промежуточная станция, расположенная на 273 версте от станции Вилейская. На станции был построен деревянный вокзал, пакгауз, крытая и открытая платформа и пять деревянных домов для обслуживающего персонала.
    Вокзал размещался в 2-этажном деревянном доме в конце перрона со стороны Минска.

    К станции примыкали однопутные перегоны Осиповичи–Верейцы и Осиповичи–Татарка.
    Первый паровозный гудок прозвучал над городом Осиповичи в сентябре 1873 года.
    В 1952 году возведено новое здание вокзала, что позволило улучшить обслуживание как местных, так и транзитных пассажиров.
    Для обеспечения безопасного перехода пассажиров и жителей города через пути в районе вокзала в 1953 году был построен пешеходный мост.
    В 2003 году закончен капитальный ремонт вокзала и прилегающей территории.

    Город Осиповичи расположен на берегу реки Синяя, в 136 км от Могилева.Осиповичи известны с XVIII века как деревня.
    После начала движения поездов по железной дороге Осиповичи–Старые Дороги–Слуцк станция Осиповичи превратилась в железнодорожный узел и важнейший центр торговли лесом в Беларуси.
    Согласно переписи 1897 года на месте современного города существовали три самостоятельных поселения с названием Осиповичи: деревня (526 жителей, 78 хозяйств), железнодорожная станция (около 100 жителей) и поселок (около 200 жителей, заезжий двор, 4 крамы), которые позже слились в один населенный пункт. С 1922 года Осиповичи — центр волости, с 1924 года — местечко, центр района Бобруйской округи. С 15 июля 1935 г. — город, в котором проживает около 13 тысяч человек.

    В Великую Отечественную войну в городе и районе действовало Осиповичское подполье. За время оккупации в районе партизанами и подпольщиками было уничтожено около 15 тысяч гитлеровцев, разгромлено 13 гарнизонов врага, разрушены десятки километров железнодорожного пути, перебито более 5000 рельсов, вырезано около 70 километров телефонно-телеграфной связи. Патриоты пустили под откос сотни вражеских эшелонов, разбили и повредили более 300 паровозов, сожгли 2235 тонн горючего.
    30 июля 1943 года подпольщиком Федором Крыловичем на станции Осиповичи совершена крупнейшая диверсия Второй мировой войны. Удачно установленная магнитная мина уничтожила 4 эшелона противника с горючим, боеприпасами, техникой, в том числе эшелон с новыми танками «Тигр», который направлялся в район Курской битвы.
    Город освобожден 6 июля 1944 г. войсками 1-го Белорусского фронта в ходе Бобруйской операции.
    Сегодня в городе проживает более 35 тыс. жителей.

    Достопримечательности:

    Рядом с железнодорожным вокзалом находится памятник паровозу Эм 726-23, который был установлен в 2002 году в честь 130-летия города. Паровоз стал символом Осиповичей и внесен в символику города, на его герб.

    Свято-Крестовоздвиженская церковь (построена в 1826 году, в 1946 перевезена в Осиповичи).

    В городе действуют историко-краеведческий музей, Центр народных ремесел.

    Достопримечательности окрестностей:

    В Осиповичском районе, при слиянии рек Свислочь и Березина, вокруг Осиповичского водохранилища расположена зона отдыха Осиповичи. Для экскурсий интересны

    мемориальный комплекс жертвам фашизма,советским воинами и партизанам в деревне Брицаловичи,
    мемориальный комплекс в честь Осиповичских подпольных организаций в деревне Лозовое,
    памятники природы — 200-летние дубы черешчатые (Брицаловичское и Октябрьское лесничества).

    Деревня Свислочь расположена в 26 км от Осиповичей, в 5 км от железнодорожной станции Елизово, на пути Гродзянка–Сычково, возле устья реки Свислочь, центр сельсовета и СПК «Восход». Это одно из самых древних поселений в современном Осиповичском районе. Древнее городище расположено на мысе, образованном при впадении р. Свислочи в р. Березину. В XII–XVII вв. на месте городища стоял Свислочский замок. Разрушен в середине XVII в.
    Свислочь известна с XI века. В XII–XIV вв. населенный пункт был центром княжества, до конца XVI в. — центром Свислочской волости Минского воеводства Великого княжества Литовского. С XVII в. — собственность Радзивиллов.
    В 1793 г. — в составе Российской империи, местечко, с 1795 года — центр Свислочской волости Бобруйского уезда Минской губернии.
    В Великую Отечественную войну Свислочь понесла значимые утраты: 12—14.10.1941 гитлеровцы убили 791 мирного жителя, а в июне 1943 года почти целиком сожгли деревню.
    На краю деревни, на берегу реки Свислочь, есть археологический памятник — городище.
    К 150-летию местной школы был открыт школьный краеведческий музей.

  • Елизово


    Станция Елизово расположена в одноименном поселке Осиповичского района Могилевской области. В 1931 году через Елизово прошла железная дорога Осиповичи–Могилев, была основана железнодорожная станция.

    Здание станции построено в 1951 году и реконструировано в 2001 году.

    Поселок Елизово находится в 28 км от Осиповичей, в 106 км от Могилева. Население поселка составляет 2,9 тыс. человек.

    Поселок назван в честь бывшей здешней помещицы княгини Елизаветы Великопольской. В начале XIX века в 4-х км от местечка Свислочь, вниз по течению Березины образовался крутой обрыв.

    Плотогоны назвали его «Обрубель». Это место находилось в имении княгини Великопольской. Соседний помещик Незабытовский, фаворит княгини, в подарок ей построил возле урочища Обрубель дворец и назвал его Елизово в честь хозяйки.

    В 1900 году здесь был построен лесопильный завод «Елизово», начал образовываться поселок, который также получил название Елизово. Поселок входил в состав Свислочской волости Бобруйского уезда Минской губернии. В 1912 году построен стеклозавод «Елизово», на котором около 60 рабочих изготавливали оконное и ламповое стекло, бутылки.

    В 2000-е годы было создано совместное предприятие «Стеклозавод «Елизово». Объем производства составляет более 110 тыс. тонн продукции в год. На предприятии действуют 3 стекловаренных печи и 7 машинолиний. Освоено 40 видов тары из бесцветного и коричневого стекла.
    Продукция предприятия экспортируется в более чем 15 стран мира.

  • Несета

    Станция Несета расположена рядом с деревнями Турец и Несета Кличевского района Могилевской области.
    Здание станции построено в 1956 году.

    Станция Несета находится всего в 7-ми километрах от районного центра Кличев.

    Достопримечательности окрестностей

    Город Кличев — административный центр Кличевского района Могилевской области. Кличевский район разместился на юго-западе области. Площадь — 1,8 тыс. кв.км. Население — 20,2 тыс.чел. В городе Кличеве проживает 8,6 тыс.чел. Город находится на реке Ольсе в 91 км на юго-запад от Могилева.
    Первое письменное упоминание о Кличеве — деревня Кличево Витебского воеводства Великого княжества Литовского — относится к 1592 году. В 1793 году в результате второго раздела Речи Посполитой оказался в составе Российской империи, в Игуменском уезде Минской губернии.

    С 1875 года в Кличеве размещались народное училище, Свято-Троицкая церковь, еврейский молитвенный дом, 4 магазина, 4 мельницы, 2 раза в год проводились ярмарки. В 1904—1914 гг. в местечке работал стеклозавод, на котором производили бутылки, аптечные, фарфоровые и химические сосуды. В 20-е годы ХХ века деревня уже являлась центром Кличевского района Бобруйского округа. В 30-е годы была передана в Могилевскую область. 27 сентября 1938 г. г.Кличев получил официальный статус городского поселка.

    Во время Второй мировой войны Кличев находился под немецкой оккупацией. Было создано гетто, с населением около 600 чел. В июне 1942 года, около городка за 10 дней был создан первый на территории Беларуси партизанский аэродром. Действовал Кличевский оперативный центр, который руководил одноименным партизанским соединением. На окраине Кличева около автодороги Кличев—Могилев расположен Курган Славы — памятник воинам и партизанам, освободившим Кличев от оккупантов в годы Великой Отечественной войны.

    С 1944 по 1954 год Кличев находился в ныне несуществующей Бобруйской области. С 1965 года в Кировском районе Могилевской области. 11 сентября 2000 года получил статус города.
    Культурно-историческое наследие района представлено в основном памятниками археологии и памятниками и памятными местами, связанными событиями Великой Отечественной войны. Об истории края можно узнать в Кличевском краеведческом музее.

  • Воничи

    Станция Воничи находится в одноименной деревне Кличевского района Могилевской области. Здание станции построено в 1953 году, в 2001 году проведен капремонт.

    Достопримечательности окрестностей:

    Недалеко от станции Воничи располагается гидрологический заказник «Острова Дулебы».
    Гидрологический заказник республиканского значения «Острова Дулебы» занимает 4964 га Белыничского и 21636 га Кличевского районов Могилёвской области. С момента создания в 1998 году и по сегодняшний день заказник занимается проведением охранных мероприятий на территории болотного комплекса и лесного массива региона.
    Хоть природоохранный объект «Острова Дулебы» и имеет статус гидрологического заказника, все же превалирующее положение в нем занимает суша — более 80% охранной зоны.
    Среди лесных массивов в охранной зоне наиболее популярны сосновые и березовые участки. В целом растительный мир заказника насчитывает 705 видов высших сосудистых растений, из которых 12 видов числится в Красной книге Беларуси.

    По-своему интересен животный мир заказника. В его состав входит целых 170 видов, в том числе невероятно много млекопитающих — 37 видов, порядком птиц — 119, и 8 видов амфибий и чуть меньше рептилий — 6 видов. Из всего этого животного разнообразия на страницах Красной книги Беларуси прописаны 22 вида. Здесь ежегодно гнездится, зимует или останавливается на миграции значительное число видов птиц, которые так или иначе находятся под угрозой. В их числе черный аист, трехпалый дятел, змееяд, белая куропатка, малый подорлик и пр.
    Черный аист как вид занесен в Красные книги Беларуси и России. Эта птица селится в лесной полосе Евразии, предпочтительно вдали от людских поселений.

    На зимовку черные аисты обыкновенно направляются в страны Южной Азии. В регионах Южной Африки имеется оседлая популяция этого редкого вида. Змееяды, также известные под именем орлы-змееяды или крачуны, относятся к хищникам из семейства ястребиных. Змееяды, как и большинство птиц, стараются избегать людей, и все же на общем фоне именно змееядам свойственна большая настороженность и скрытность. Хотя, несмотря на эти черты характера птицы, ее поселения обыкновенно находятся в весьма удобной для охоты зоне. Сами гнезда змееяда расположены на большой высоте. Одно гнездо может прослужить птице несколько лет.

    Недалеко от станции Воничи расположена деревня Усакино. В 1985 году в деревне был открыт мемориальный комплекс воинской славы. В годы Великой Отечественной войны Кличевщина была одним из мощных центров партизанского движения в Беларуси. Фашисты сожгли 69 деревень района, убили более 3 тысяч человек, а 580 юношей и девушек вывезли в Германию.
    В августе 1942 года каратели из подразделения «Дирлевангер» окружили деревни Вязень и Селец, согнали всех жителей ко рву и расстреляли, а потом подожгли деревни. Обе выгорели дотла (19 дворов в первой, 17 во второй). Погибли 80 человек Вязени и 60 из Сельца, фамилии некоторых не установлены до сих пор. Деревни не были восстановлены.

    Мемориальный комплекс воинской славы включает несколько объектов:
    партизанский лагерь с восстановленными землянками (в Усакинских лесах помещался Могилевский подпольный обком КП(б)Б, в лесной типографии издавали газету);
    партизанское кладбище со скульптурой воина (в восемнадцати братских могилах покоятся более четырехсот партизан);
    мемориальный знак в честь базирования в Кличевской партизанской зоне подпольного обкома;
    в стороне от партизанской части комплекса находится мемориал «Расколотая хата» (братская могила 140 жителей сожженных деревень).

  • Друть

    Станция Друть расположена рядом с деревней Каличенка Кличевского района Могилевской области. Здание станции было построено в 1968 году.


    Недалеко от станции протекает рекаДруть. Друть — река в Витебской, Могилевской и Гомельской областях Беларуси, правый приток Днепра. Длина реки — 295 км, истоки — на Оршанской возвышенности. Река протекает по Центрально-березинской равнине, берега низкие, лесистые. В низовьях судоходна. На реке расположены город Толочин, поселок (местечко) Белыничи, Чигиринское водохранилище, в устье — город Рогачев.

    Чигиринское водохранилище расположено на границе Кировского и Быховского районов, на реке Друть, в 30—32 км на восток от г.п. Кировска, возле д. Чигиринка. Создано в 1960 году. Площадь — 21,1 кв.км, максимальная глубина — 8,1 м. Используется в энергетических целях (Чигиринская ГЭС), лесосплава и для создания условий активного отдыха. Дно — заболоченная пойма Друти, в основном выстлано торфом. Есть остров площадью 0,37 км². Водохранилище — место занятий гребным, водно-моторным и другими видами спорта, популярное место рыбалки. В водоеме водятся лещ, щука, плотва, окунь. На берегу расположены санатории, детские туристические лагеря, охотничье-рыболовная база.

  • Вендриж

    Станция Вендриж находится в сельском населенном пункте Вендриж Вендорожского сельсовета Могилевского района.


    Достопримечательности окрестностей:

    В окрестностях станции Вендриж (рядом со станцией Черноземовка в направлении Могилев—Жлобин) расположен населенный пункт, слава которого в войне 1812 года известна далеко за пределами Могилевщины — это Солтановка. Рядом с деревней Солтановка происходило одно из крупных сражений того времени.
    Деревня Солтановка по письменным источникам известна с XVIII столетия. Солтановский фольварк поочередно принадлежал Солтанам, Сапегам, епископу Станиславу Богуш-Сестранцевичу и Гриневичу. В конце XVIII столетия в Солтановке находилась суконная фабрика, на которой, кроме сукна, производились скатерти по голландскому образцу и тонкое полотно.
    Местные крестьяне, помимо традиционных ремесел, занимались и лесосплавными работами. В Салтановке располагался один из главных в Могилевской губернии пунктов сбыта и сплава леса.

    Деревня Солтановка вошла в историю, как место сражения 9 и 11 июля 1812 года войск русской армии седьмого пехотного корпуса под командованием генерал-лейтенанта Николая Раевского с войсками Наполеона под командованием маршала Даву.
    Битва имела важное стратегическое значение для дальнейшего хода войны. Солтановская легенда, которая и сегодня живет в художественной литературе, гласит о том, что в решающий момент битвы генерал-лейтенант Николай Раевский вместе с сыновьями 17 и 14 лет повел солдат в атаку, это вдохновило солдат, и французская колонна была отброшена. Сам же Николай Раевский впоследствии опровергал эту легенду.
    Мемориальная часовня у д. Солтановка построена в 1912 г. к 100-летию битвы. Квадратная в плане часовня, высоким шатром строго и торжественно возносится в небо. Окна — крестообразные в полуциркулярных нишах. В прорезь окна можно заглянуть. Раньше там можно было увидеть икону Смоленской Божьей Матери и полковые иконы.

    На главной стене каплицы есть надпись «1812. Памяти героев. 11 июля 1812 г. на сей позиции Фатово-Солтановка произошел бой русских войск императора Александра I 7 корпуса генерал-лейтенанта Раевского с французскими войсками Императора Наполеона I под начальством маршала Даву». Ее дополняют мемориальные доски на боковых стенах, где перечислены русские дивизии и полки, участвовавшие в сражении. Здесь необходимо напомнить о характере войны 1812 года./
    Для белорусских земель эта война носила характер гражданской, так как часть населения, а это, прежде всего шляхта, выступила на стороне французкого императора Наполеона. Наполеон обещал восстановить независимость Великого княжества Литовского, утраченную после знаменитых трех разделов Речи Посполитой, как мы помним федеративного государства, в состав которого входила Польша и Великое княжество Литовское. Другая же часть, это в основном крестьяне, сражалась в качестве рекрутов в армии российской империи. Таким образом, в этой войне часто брат шел на брата. Погибло около 1 миллиона наших соотечественников, что на то время составляло четверть всего населения Беларуси.

  • Голынец

    Станция Голынец расположена в деревне Голынец Могилевского района Могилевской области.

    Достопримечательности окрестностей:

    Богата на события история деревни Буйничи (рядом со станцией Буйничи на направлении Могилев—Жлобин), которая находится недалеко от станции Голынец. Окрестности Буйнич помнят запорожского казака-атамана Северина Наливайко и шведского короля Карла XII, белорусского книгопечатника-просветителя Спиридона Соболя и митрополита римско-католических церквей российской империи Станислава Богуш-Сестранцевича, героические и трагические события при обороне города в июле 1941 года и радостное освобождение от немецко-фашистской оккупации в 1944-м.

    О древнем поселении людей около Буйнич свидетельствует также наличие в урочище Благодать остатков большого городища, датируемого IV веком н.э.
    В конце XVI века вблизи Днепра по Быховской дороге у Буйнич разместился Буйничский Свято-Духов мужской монастырь. Основан он был в 1593 году старостой Кричевским, князем Богданом Соломерецким, который пожаловал монастырю «две волоки земли с пожитками и бортным деревом».
    Монастырь подчинялся оршанскому кутеинскому игумену Иоилю Труцевичу, под руководством которого он быстро и успешно развивался. Уже к 1644 году в обители проживало около 200 человек.

    Во время войны 1654—1667 гг. православные постоянно жаловались на царских ратных людей, которые монастырские деревни «грабят и з женами и з детьми развозят», делая их своими крепостными. В Буйничском и Барколабовском монастырях «казаки (гетмана Золоторенко) монастырские вотчины пограбили и разорение учинили великое, и лошади, и скотину отогнали». Во время Северной войны, в 1708 году, окрестности Буйнич занял лагерь шведских войск во главе с Карлом XII. Находясь здесь, шведы разорили монастырь, а монахов разогнали. Однако вскоре обитель была восстановлена и жизнь ее продолжилась в старом русле. Памятниками того времени осталась долина, называемая Карловой (естественный природный ров, находящийся в районе зоосада, выходящий к Днепру) и Королевский луг – местность, где стоял шатер Карла XII.

    Грамотой короля Станислава Августа 18 апреля 1768 г. монастырь был приписан к могилевскому кафедральному собору. В тот период в нем действовали две каменные церкви — в честь Святого Духа и во имя Святителя Николая. При монастыре работала женская школа, а монахини трудились в приюте для девочек-сирот духовного ведомства и работали на епархиальном свечном заводе. Приют для сирот и бедных малолетних девочек духовенства Могилевской епархии был первым таким заведением на территории Беларуси и вторым в Российской империи после Московского. В 1863 году приют был преобразован в 6-классное женское епархиальное училище, перенесенное позднее в Могилев. Выпускницы училища получали звание домашней учительницы.

    В годы Второй мировой войны Буйничи стали местом ожесточенных боев советских воинов 172-й стрелковой дивизии и могилевских ополченцев с немецко-фашистскими захватчиками во время обороны г. Могилева 1941 г. Наиболее тяжелые бои развернулись на Буйничском поле, где проходил передний край обороны 388-го стрелкового полка под командованием полковника С.Ф. Кутепова. Буйничское поле навсегда вошло в жизнь русского писателя Константина Симонова, который в своих произведениях описал события обороны г. Могилева. В аллее, носящей имя известного писателя, установлен камень-знак «Константин Симонов». С тыльной стороны камня — мемориальная доска с надписью «...Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Мемориальный знак весом 15 тонн был установлен в 1980 году.

    Сегодня Буйничи — агрогородок, обладающий обширной туристической инфраструктурой. 9 мая 1995 года на Буйничском поле был открыт Мемориальный комплекс, который хранит память о героях Второй мировой войны(«Буйничское поле»), здесь есть уникальный туристический комплекс, рассказывающий о национальных традициях — этнографическая деревня, зоосад. Зоосад является учебной лабораторией Могилевского агролесотехнического колледжа, где проходят практику и приобретают профессиональные умения и навыки будущие лесники и егеря. В зоосаде имеются 17 вольеров, где в естественных условиях на огромной территории в 80 га обитает множество представителей природного мира не только Беларуси, но и экзотических стран. Среди них зубры, уссурийский тигр, павлины, медведи, волки, рысь, лоси, косули, олени, кабаны и др. На территории зоосада есть своя железная дорога, двухкилометровый железнодорожный маршрут проходит в непосредственной близости от вольеров с животными.

    Этот уникальный комплекс находится рядом с одной из самых могучих рек Европы и Беларуси – Днепром. Днепр — четвертая по длине и площади бассейна река Европы после Волги, Дуная и Урала, имеет самое длинное русло в границах Украины. Длина Днепра в естественном состоянии составляла 2285 км, теперь (после постройки каскада водохранилищ, когда во многих местах выпрямили фарватер) — 2201 км; в пределах Беларуси — 595 км. Днепр — типичная равнинная река с медленным и спокойным течением. Имеет извилистое русло, образует рукава, перекаты, острова, протоки и отмели. Направление течения несколько раз меняется: от истоков до Орши Днепр течет на юго-запад, далее в Киев — прямо на юг.
    Ширина долины реки — до 18 км. Днепр берет начало в небольшом болоте Аксенинский мох на южном склоне Валдайской возвышенности Смоленской области России. Со склонов Валдайской возвышенности вытекает также Волга, Западная Двина. Впадает Днепр в Днепровско-Бугский лиман Черного моря.

    В верхней части, у города Дорогобуж, Днепр — это еще небольшая речка. На территории Украины она становится уже значительно полноводнее, ибо к этому моменту принимает свои наиболее крупные притоки. На белорусской территории: правостороннюю и многоводную Березину и левосторонний Сож. На юге Беларуси ширина реки достигает 700 метров. Первые упоминания о реке встречаются у греков в V веке до н. э., Геродот называл ее Борисфеном (рекой с севера); у римских историков река получила имя Данаприс. Славянское название — Славутич. Днепр был частью важного торгового пути, соединяющего Прибалтику с Причерноморьем («Путь из варяг в греки»). В 1943 году состоялась грандиозная битва за Днепр между армиями СССР и нацистской Германии, в ходе которой Днепр был форсирован и надежды гитлеровцев превратить эту природную преграду в непреодолимый оборонительный рубеж провалились. В Днепре на территории Украины и Беларуси водятся более 50 видов рыб.

  • Могилев

    Станция Могилев находится в городе Могилеве, областном центре Республики Беларусь.
    9 апреля 1899-го министру путей сообщения было разрешено за счет казны приступить к сооружению по правому берегу Днепра железной дороги длиной 264 версты от Витебска до Жлобина Либаво-Ровенской железной дороги. Согласно исполнительному проекту на станции Могилев планировалось построить вокзал, основное паровозное депо, мастерские, товарную контору, материальный склад, приемный покой, жилье для железнодорожников и прочее.

    Станция Могилев задумывалась как пассажирская, поэтому в строительстве дороги был запланирован довольно крупный вокзал. Его проект предусматривал модную в то время коридорную систему планировки. Торжественное открытие железной дороги состоялось 24 декабря 1902 года по старому стилю (7 января по новому стилю). Под звуки духового оркестра первый паровоз, который вела бригада Витебского паровозного депо, отошел от перрона нового Могилевского вокзала.
    Могилевский железнодорожный вокзал является памятником архитектуры позднего классицизма. Вокзал был реконструирован после Великой Отечественной войны.

    Могилев — город на востоке Беларуси, административный центр Могилевской области и Могилевского района. Могилев — четвертый по количеству жителей город Беларуси. Население на конец октября 2012 года составляет 365 793 человека. Город расположен на живописных берегах Днепра, в 645 км от его истока. Разветвленная сеть железнодорожных и шоссейных дорог, расходящихся от города во всех направлениях, связывает его с крупнейшими промышленными и культурными центрами Беларуси, России и Украины.
    200 км отделяет Могилев от столицы Беларуси Минска, до Москвы по прямой — 520 км, до Санкт-Петербурга — около 700, до Киева — 380 км.

    Днепр делит город на две части. С правого берега Днепра открывается вид на заднепровскую часть города, которая ранее заливалась при паводке на несколько недель водой, а сейчас практически полностью застроенную. Ширина Днепра в Могилёве достигает почти 100 м. Судоходен Днепр в течение 230 дней в году и 100—150 в засушливое время. В период XVII—XIX вв. c целью отличия от города Могилёв до переименования последнего в 1923 году в Могилёв-Подольский часто именовался Могилёв на Днепре.
    О времени возникновения Могилева письменные источники говорят очень скупо. Годом его основания принято считать сообщение летописца Сурты о закладке в 1267 году Могилевского замка. Он был построен на высоком холме у излучины Днепра при впадении в него речки Дубровенки, где уже в то время существовал рыбачий поселок.

    Вокруг замка в течение последующих веков сформировался город. Многочисленные войны, прокатившиеся через территорию Беларуси, неоднократно разрушали сам город, но его крепость выстояла, а ее немногочисленные сооружения, дошедшие до наших дней, являются основными памятниками старого Могилева. С течением времени город превратился в крупный торговый и ремесленный центр с эффективной системой оборонительных укреплений.
    В Беларуси не было города, который, подобно Могилеву, имел бы три пояса укреплений. Рассредоточенные по всему центральному району города и за его пределами памятники истории сохраняют колорит исторического прошлого города на Днепре.

    О происхождении названия города достоверных сведений не имеется. Есть только предположения, предания и легенды. В основе названия может лежать личное имя Могила. Однако конкретное лицо с таким именем в истории города не установлено. Во вступлении к «Хронике города Могилева» говорится, что это название происходит от имени князя Льва Даниловича Могия (могучий лев), который в 1267 году построил Могилёвский замок.
    Некоторые исследователи связывают происхождение названия города с именем полоцкого князя Льва Владимировича, или Льва Могучего. С XIV века Могилев входит в состав Великого Княжества Литовского. После подписания Люблинской унии входит в состав Речи Посполитой. Могилев процветает, являясь важным транспортным узлом на пересечении торговых путей: север—юг и запад—восток.

    В 1526 году Могилев получил право города, в 1561 году получил от короля Сигизмунда Августа малое магдебургское право, а в 1577 году от короля Стефана Батория — большое магдебургское право. В 1708 году, не желая, чтобы Могилев оставался опорным пунктом для шведов, Петр I приказал его сжечь.
    После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Могилев вошел в состав Российской империи и стал центром Могилевской провинции, а в 1777 году — Могилевской губернии.
    В мужской гимназии города (в настоящее время здание является торговым центром) учились весьма известные личности: Николай Судзиловский, Шмидт Отто Юльевич и др. Во время Первой мировой войны с августа 1915 по ноябрь 1917 в Могилеве в здании нынешнего краеведческого музея находилась Ставка Верховного главнокомандующего, в городе жил император Николай II.

    В Могилеве работали все Верховные Главнокомандующие, находившиеся на посту после февральского переворота — М.В.Алексеев, А.А.Брусилов, Л.Г.Корнилов. 1 сентября 1917 г. в Могилеве именем Временного правительства был арестован генерал от инфантерии Л.Г.Корнилов. 20 ноября 1917 г. на перроне могилевского вокзала был убит большевиками последний Верховный главнокомандующий Русской армией — Духонин. В 1938 году в связи с проектом переноса столицы БССР в Могилев началась реконструкция города. Были построены Дом Советов, кинотеатр «Родина», здание НКВД БССР (сейчас — Белорусско-Российский университет), гостиница, ряд многоэтажных жилых домов.
    Значительные ассигнования выделялись на обустройство города, образование, здравоохранение. В короткий срок разрабатывается генеральный план города. Но в результате присоединения к БССР Западной Белоруссии идея переноса столицы из Минска в Могилев отпала.

    Достопримечательности:

    Из важных достопримечательностей можно отметить Дом купца Антошкевича на Ленинской улице (1698г.). В настоящее время в здании располагается музей художника Белыницкого-Бирули.

    Из культовых сооружений сохранились действующий православный Свято-Никольский женский монастырь;

    католический собор Успения и святого Станислава (в стиле барокко);

    кафедральный собор Трех Святителей.

    Исторический центр города — пешеходная улица Ленинская с сохранившимися зданиями XVIII—XIX веков.

    Драматический театр, построенный в 1888 году.

    В 2008 году было восстановлено здание городской ратуши.

    Известные уроженцы и жители Могилева: Масейков Александр Анатольевич — чемпион Олимпийских игр 1992 года по гребле на каноэ-двойке;

    Пысин Алексей Васильевич — белорусский поэт;

    Романов Евдоким Романович — белорусский археолог, фольклорист, этнограф, краевед;

    Судзиловский Николай Константинович — ученый-этнограф, географ, химик и биолог белорусского происхождения; революционер-народник;

    Туров Виктор Тимофеевич — белорусский кинорежиссер и сценарист;

    Шмидт Отто Юльевич — исследователь Арктики, ученый в области математики и астрономии, академик.

    Социально-культурные объекты Белорусской железной дороги:

    cанаторий «Дубровенка»
    Адрес: 213124, Республика Беларусь, Могилевская область, Могилевский район, станция Полыковские Хутора

    Контактная информация:
    Тел. (+375 222) 39 27 57
    E-mail: sok5@railway.mogilev.by

+ -