Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Положение о государственном физкультурно-оздоровительном комплексе РБ

(Утверждено Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 24.06.2008  № 17)

1. Положение о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь (далее – Положение) разработано в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона Республики Беларусь О физической культуре и спорте“ в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 года (Ведамасцi Вярхоýнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 25, ст. 299; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 135, 2/1000) и определяет цель, задачи физического воспитания граждан и уровень их физической подготовленности.

 2. В настоящем Положении используются термины в значениях, определенных статьей 1 Закона Республики Беларусь О физической культуре и спорте“, а также понятия:

базовое физкультурное образование – достаточный для повседневной жизни уровень сформированности физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, а также степень развития физических качеств и мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями;

двигательный навык – выработанная на основе многократного повторения способность автоматизированно выполнять двигательные действия;

двигательное умение – выработанная на основе знаний и предшествующего опыта способность неавтоматизированно управлять двигательными действиями;

жизненно необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде;

здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, в том числе отсутствие болезней и физических дефектов;

образ жизни – совокупность существенных черт, характеризующих способ жизнедеятельности людей в конкретном обществе (их поведение, нормы и ценности, которые определяют образ жизни данного конкретного общества);

олимпийские игры – крупнейшие комплексные спортивные соревнования современности, проходящие каждые четыре года;

соревнование – различные по характеру деятельности, масштабу, целям специально организованные мероприятия, в которых осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать его способности и обеспечить их максимальное проявление;

спорт – составная часть физической культуры, включающая собственно соревновательную деятельность и специальную, подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельностью, взятые в целом;

спортивное движение – социальное течение, в русле которого происходит приобщение к спорту, его развитие и распространение;

спортивное достижение – социальная оценка величины спортивного результата с учетом конкретных условий его получения;

спортивная тренировка – основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов;

спортивный результат – количественный или качественный уровень показателей в спорте;

физическая культура – органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике;

физические упражнения – двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания и выполняемые в соответствии с его закономерностями;

физкультурное движение – совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры;

физкультурное образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которо­го личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психи­ческие, эстетические и поведенческие качества;

физическое развитие – биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма челове­ка в течение его жизни;

физическая культура личности – термин, характеризующий образованность, физическую подготовленность и совершенство личности, отраженные в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни;

физическая подготовка – многосторонний (комплексный) процесс целесообразного (прикладного) использования средств, методов, форм и условий занятий физическими упражнениями позволяющий направленно воздействовать на развитие человека и обеспечить необходимую степень его готовности к достижениям в определенном виде деятельности;

физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую работоспособность человека.

 3. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс  Республики Беларусь (далее – Комплекс) представляет собой совокупность программ и нормативов в качестве основы физического воспитания граждан.

 4. Целью Комплекса является развитие в Республике Беларусь массового физкультурно-спортивного движения, направленного на оздоровление, общее физкультурное образование, нравственное и патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни нации средствами физической культуры.

 5. Задачи Комплекса:

  • создание основы физкультурно-спортивного движения в стране;
  • повышение эффективности физического воспитания населения;
  • обеспечение преемственности в формировании здорового образа жизни населения средствами физической культуры;
  • привлечение населения к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях;
  • содействие физическому и духовному оздоровлению населения.

6. Комплекс состоит из трех программ:

  • Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа;
  • Программа физкультурно-спортивных многоборий;
  • Программа мотивации и дальнейшего стимулирования граждан, успешно выполнивших требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

7. Физкультурно-оздоровительная и образовательная программа состоит из 6 ступеней, дифференцированных по различным возрастным группам граждан от 7 до 60 лет:

7.1. Первая ступень Олимпийские надежды“ для детей 7–10 лет.

Цель ступени: формирование начального уровня физической культуры.

Задачи ступени:

  • формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом;
  • содействие гармоничному физическому развитию и разносторонней физической подготовке;
  • формирование основных двигательных умений и навыков, удовлетворение потребности детей в двигательной активности;
  • обучение знаниям, умениям, навыкам, способам деятельности, необходимым для здорового образа жизни;
  • мотивация подготовки к выполнению требований и норм Комплекса.

Требования ступени  к базовому физкультурному образованию:

  • знать и выполнять во время учебных и самостоятельных занятий физическими упражнениями правила безопасного поведения, личной и общественной гигиены;
  • иметь необходимые знания о правильной осанке, упражнениях для ее формирования и уметь поддерживать правильную осанку с помощью физических упражнений;
  • иметь представление о древних и современных Олимпийских играх;
  • знать требования к рациональному режиму дня;
  • иметь представление о здоровом образе жизни и значении физических упражнений в его формировании.

Минимальный недельный двигательный режим и нормативы для первой ступени Олимпийские надежды“ определены согласно приложению 1.

7.2. Вторая ступень Спортивная смена“ для детей 11–16 лет.

Цель ступени: формирование базового уровня физической культуры.

Задачи ступени:

  • формирование устойчивого интереса к своему физическому развитию, физической подготовленности;
  • мотивация участия в соревновательной и игровой деятельности, самостоятельного использования физических упражнений, комплексов физических упражнений, спортивных игр, правил самостоятельных занятий;
  • подготовка к выполнению нормативов физкультурно-спортивного многоборья Защитник Отечества“ для юношей допризывного и призывного возраста.

Требования ступени к базовому физкультурному образованию:

  • знать и соблюдать правила безопасного поведения на организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
  • знать основы здорового образа жизни, значение основных органов и систем организма для выполнения различных упражнений и влияние на них физических упражнений;
  • знать определение терминов физическое развитие“ и физическая подготовленность“, уметь определять  свои показатели физического развития и физической подготовленности;
  • знать основные этапы развития олимпийского движения и значение Олимпийских игр в современном обществе; белорусских победителей и призеров Олимпийских игр;
  • самостоятельно составлять, правильно выполнять комплексы упражнений гигиенической гимнастики и задания для развития физических качеств;
  • уметь осуществлять самоконтроль в процессе организованных и самостоятельных занятий; знать и выполнять рекомендации по недельному двигательному режиму;
  • иметь понятие о видах спорта, включенных в программы зимних и летних Олимпийских игр, основах общей физической подготовки.

Минимальный недельный двигательный режим и нормативы для второй ступени Спортивная смена“  определены согласно приложению 2.

7.3. Третья ступень Физическое совершенство“ для девушек и юношей 17–18 лет.

Цель ступени: формирование физической культуры личности с учетом профильной ориентации.

Задачи ступени:

  • осуществление профилированной общей физической подготовки к службе в вооруженных силах, профессиональной деятельности;
  • формирование знаний, умений, навыков, способы деятельности, необходимые для организованных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, использование физической культуры в повседневной деятельности;
  • формирование знаний и навыков регулярного самоконтроля за физическим развитием, физической и спортивно-технической подготовленностью и компетенции, необходимые для коррекции самостоятельных занятий.

Требования ступени к общему физкультурному образованию:

  • иметь знания о физической подготовленности и физическом развитии, необходимых для службы в вооруженных силах (юноши) и будущей производственной деятельности;
  • овладеть одним из видов спорта или оздоровительной системой;
  • владеть основами здорового образа жизни, методическими знаниями, обеспечивающими самостоятельное использование средств физической культуры для решения широкого круга прикладных задач, уметь применять их на практике;
  • уметь учитывать данные тестирования и самоконтроля для внесения коррекций в содержание занятий физическими упражнениями;
  • уметь применять средства физической культуры для снятия стресса, повышения умственной и физической работоспособности.

Минимальный недельный двигательный режим и нормативы для третьей ступени Физическое совершенство“ определены согласно приложению 3.

7.4. Четвертая ступень  Здоровье, сила и красота“ для граждан 19–22 лет

Цель ступени: формирование повышенного уровня физической культуры личности с дифференцированной профессионально-прикладной направленностью.

Задачи ступени:

  • формирование отношения к физкультурным и спортивным занятиям как к неотъемлемой части здорового образа жизни современного молодого человека;
  • содействие формированию компетенций, позволяющих творчески решать задачи физического самосовершенствования, используя ранее усвоенные знания, умения, навыки и способы физкультурно-спортивной деятельности.

Нормативы для четвертой ступени Здоровье, сила и красота“ определены согласно приложению 4.

7.5. Пятая ступень Здоровье и красота“ для граждан 23–29 лет, 30–39 лет, 40–49 лет и шестая ступень Движение, здоровье и долголетие“ для граждан 50–59 лет и старше.

Цель ступеней: совершенствование физической культуры личности, необходимой для оздоровления, формирования здорового образа жизни и профессионально-прикладной физической подготовки.

Задачи ступеней:

  • формирование у граждан отношения к своему здоровью как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться;
  • ориентация граждан на преимущества и ценности здорового образа жизни, использованию средств физической культуры для его формирования;
  • укрепление мотивации систематических физкультурных или спортивных занятий;
  • разносторонние развитие физических качеств граждан, поддержание уровня общей физической подготовленности.

Нормативы для пятой ступени Здоровье и красота“ и шестой ступени Движение, здоровье и долголетие“ определены согласно приложению 5.

 8. Программа физкультурно-спортивных многоборий.

Цель программы: развитие системы спортивных соревнований среди различных возрастных групп граждан.

Задачи программы:

  • повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением;
  • развитие разносторонней физической подготовки граждан;
  • популяризация Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

Программа состоит из летнего и зимнего многоборий Здоровье“, дифференцированных по возрастным группам и многоборья   Защитник Отечества“ для юношей допризывного и призывного возраста.

Программа летнего и зимнего многоборий Здоровье“ и контрольные упражнения многоборья Защитник Отечества“ определены согласно приложению 6.

9. Программа мотивации и дальнейшего стимулирования граждан, успешно выполнивших требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

Цель программы: ориентация белорусских граждан на приоритет здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • повышение заинтересованности руководителей организаций, учреждений образования в высокой физической активности работников, учащихся;
  • формирование личной ответственности работников организаций, учащихся учреждений образования за свой уровень физической подготовленности, уровень физкультурного образования;
  • повышение активности населения по формированию личной физической культуры.

В рамках мероприятий по реализации Комплекса предусматривается система мер по стимулированию и дальнейшей мотивации граждан, успешно выполнивших требования Комплекса:

  • материальное поощрение работников (премирование за активные занятия физическими упражнениями, занятые призовые места на спортивных соревнованиях), устанавливаемое руководителем организации;
  • материальное поощрение руководителей (премирование за снижение общего уровня заболеваемости с временной утратой работоспособности, увеличение индекса здоровья (удельный вес лиц, не болевших в течение отчетного периода), выполнение мероприятий коллективных договоров по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и другие показатели; занятые призовые места в районных, городских, республиканских соревнованиях и другие), устанавливаемое вышестоящей организацией по согласованию с отделами физической культуры, спорта и туризма районных, городских исполнительных комитетов.

Граждане, успешно выполнившие требования Комплекса, поощряются значками и удостоверениями:

  • значок Олимпийские надежды“ и удостоверение выдается гражданам 8–10 лет, выполнившим требования всех тестов и получившим среднюю оценку не ниже 7 баллов по каждому тесту (кроме плавания)  Комплекса для девочек и мальчиков соответствующих возрастов;
  • значок Спортивная смена“ и удостоверение выдается гражданам 11–16 лет, выполнившим требования всех тестов и получившим среднюю оценку не ниже 8 баллов по каждому тесту (кроме плавания) Комплекса для девочек и мальчиков соответствующих возрастов;
  • значок Физкультурник Беларуси“ и удостоверение выдается гражданам старше 16 лет, выполнившим требования всех тестов и получившим среднюю оценку не ниже 8 баллов по каждому тесту (кроме плавания)  Комплекса для девушек и юношей;
  • значок Защитник Отечества“ и удостоверение выдается юношам допризывного (15–16 лет) и призывного возраста (17 и старше лет):
  • выполнившим требования всех тестов и получившим среднюю оценку не ниже 8 баллов по каждому тесту (кроме плавания) Комплекса для юношей соответствующих возрастов;
  • получившим 4 балла по каждому упражнению блока тестов общей физической подготовленности и сдано“ по каждому упражнению блока тестов специально-прикладной подготовленности многоборья Защитник Отечества“.

Руководители организаций, учреждений независимо от форм собственности в соответствии с законодательством могут устанавливать дополнительное стимулирование учащихся, студентов, работников.

Изготовление значков и удостоверений осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета. Образцы значков и удостоверений утверждаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Вручение удостоверений и награждение значками производится на основании решения коллектива физической культуры организаций и физкультурно-спортивных клубов.

10. Государственные органы управления физической культурой и спортом осуществляют координацию и контроль за организацией работы по выполнению Комплекса, оказывают методическую помощь иным органам государственного управления.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет обеспечивают проведение спортивных мероприятий по программе Комплекса с различными категориями граждан Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, отраслевые физкультурно-спортивные клубы при республиканских органах государственного управления определяют систему мер по внедрению Комплекса в организациях соответствующих отраслей, стимулированию работников организаций соответствующих отраслей, принимающих активное участие в спортивных мероприятиях и ведущих здоровый образ жизни.