Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

Музей в Барановичах

8 ноября

Недалеко от станции Барановичи-Полесские (Беларусь), расположенной в стороне от основного хода Брест — Минск, находится Музей железнодорожной техники. Он был открыт в 1984 г. как Музей истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги. В залах музея представлены исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины, железнодорожная форма и другие музейные экспонаты.

Впоследствии в 1999 г. по инициативе тогдашнего начальника Барановичского отделения (позднее ставшего Начальником Белорусской дороги) В. Г. Рахманько при данном музее был открыт отдел железнодорожной техники. На открытой местности площадью около 1,5 Га в живописном сосновом сквере были установлены реальные образцы подвижного состава и специальной техники. Большая роль в организации и создании отдела принадлежит бывшему председателю Совета ветеранов дороги И. Н. Малюгину (1925 — 2004).

Сразу после входа в музей посетителей встречает на постаменте макет паровоза серии В, выполненный вполовину натуральной величины. Паровоз именно этой серии проследовал с первым товарно-пассажирским поездом из Минска через Барановичи до Бреста 29 ноября 1871 г. С этой даты и ведется отсчет истории Белорусской магистрали и самого города Барановичи, ставшего своеобразной «железнодорожной столицей» Беларуси (на гербе города изображен паровоз).

В коллекции музея представлены паровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны разных лет, ремонтная техника, паровой котел, путевые вспомогательные приспособления, военная техника, зенитная пулеметная установка. Многие экспонаты музея были восстановлены силами барановичских железнодорожников.

Некоторые образцы уже не встретить в работе — время их безвозвратно прошло. Так, в помещении дежурного по станции установлены аппараты по обеспечению безопасности приема и отправки поездов: электрожезловые аппараты, маршрутно-контрольные устройства системы Наталевича. В экспозиции имеются действующий семафор и водоразборная колонка.

Большой интерес для экскурсантов всех возрастных категорий представляет действующий макет Барановичского железнодорожного узла, установленный в одном из пассажирских вагонов. В экспозиционных залах других вагонов демонстрируются образцы инструментов, приборов и механизмов, которыми в прошлом пользовались железнодорожники.

В 2002 г. экспозиция музея была дополнена техникой железнодорожных войск, в которую вошли путеукладчик, выправочно-подбивочная машина, машины для сооружения мостов на сваях, зенитно-пулеметные установки.

Среди представленных вагонов особый интерес вызывает 4-осный крытый вагон с клепаной конструкцией кузова постройки 1928 г. Еще один 4-осный крытый вагон переоборудован под теплушку для перевозки людей с установленными нарами, чугунной печкой-буржуйкой и свечным освещением. Интересный экземпляр — 4-осная платформа с клепаной рамой канадской постройки 1944 г., поступившая в СССР по ленд-лизу.

В коллекции имеется также передвижная электростанция РУ-110, которая использовалась в качестве резервной в период электрификации участков Минск — Столбцы и Столбцы — Барановичи. Тогда она располагалась на станции Колосово и предназначалась для питания контактной сети.

Остановимся более подробно на локомотивах. Паровозную экспозицию в музее представляют семь локомотивов. Среди них — несколько паровозов массовой серии Э.

Самый старый из них — паровоз Брянского завода Эу679-14 выпуска 1927 г. Паровозы серии Эу строились Коломенским, Сормовским, Ворошиловградским (Луганским), Харьковским и Брянским заводами и эксплуатировались на многих дорогах Советского Союза. Другой представитель серии Э — паровоз Эм733-87 Луганского завода. Он был построен в 1934 г. и перед постановкой в музей работал на Красноярской, Московско - Киевской, Белостокской и Белорусской дорогах. Общий его пробег до списания в запас составил более 1,7 млн. км, в том числе по военным дорогам 1941 — 1945 гг. — более 280 тыс. км. Паровоз ЭР788-85 — локомотив послевоенного выпуска, построенный в 1953 г. на заводе им. Сталина (г. Познань, Польша).

Следом за паровозом Эр расположился трофейный паровоз серии ТЭ. Локомотив ТЭ-5248 поступил в СССР в 1947 г. Данный паровоз работал на Октябрьской и Белорусской дорогах. Общий его пробег до консервации составил более 630 тыс. км.

В экспозиции музея имеются два паровоза серии Л. Один из них (Л-0054) был построен Коломенским заводом в 1946 г. Данный паровоз приспособлен для работы на жидком топливе. Другой локомотив (Л-4540) построен Ворошиловградским заводом в 1952 г. Данный паровоз имеет пробег более 1,2 млн. км и до сих пор находится в рабочем состоянии. Паровоз Л-4540 прибыл в музей своим ходом из локомотивного депо Лида и подавал сигнал при открытии музея.

Привлекает внимание посетителей миниатюрный паровоз типа 0-3-0 серии 9ПМ. Данный локомотив 9Пм-221 был построен Муромским машиностроительным заводом в 1956 г. Табличка информирует посетителей, что данный паровоз использовался в маневровой работе на Кувасайской ГРЭС (Узбекистан).

Отдельным рядом в музее представлена коллекция тепловозов. Начинает ряд маневровый двухосный тепловоз серии ТГК2. Тепловозы данной серии выпускались Калужским машиностроительным заводом и были широко распространены как на сети железных дорог, так и на промышленных предприятиях.

Далее следует маневровый тепловоз Муромского завода ТГМ1. Это первый серийный маневровый тепловоз с гидропередачей. Его особенностью является бестележечная конструкция экипажной части — все три ведущие оси находятся в жесткой раме и связаны между собой спарниками.

Грузовые магистральные тепловозы представлены в музее сериями М62 и ТЭЗ. Тепловозы М62 Луганского завода и по сей день находятся в эксплуатации на Белорусской дороге. Их можно часто увидеть с пассажирскими, грузовыми и хозяйственными поездами. Тепловозы ТЭЗ (которые были самой массовой серией грузовых локомотивов на железных дорогах СССР в 1960 — 1970-е годы) поступали в различные депо Белорусской дороги начиная с 1966 г. и до середины 1980-х годов использовались в грузовом движении. На сегодняшний день в Беларуси сохранилось лишь три локомотива серии ТЭЗ. Все они заняли свои места в музеях.

Замыкает ряд пассажирский тепловоз Коломенского завода ТЭП60. Еще лет 10 назад эта серия составляла основу пассажирского тепловозного парка Белорусской магистрали. Сегодня в эксплуатации осталось лишь несколько единиц данной серии. Беларусь в настоящее время является единственной страной, где пока еще можно увидеть в работе тепловозы ТЭП60.

На отдельном отрезке пути расположился маневровый тепловоз чехословацкой постройки ЧМЭЗ-1575. Данный экспонат является одним из последних поступивших. Он прибыл в музей в 2016 г. из локомотивного депо Барановичи, где прошел тщательную реставрацию. В эксплуатации на Белорусской дороге имеется еще немало тепловозов ЧМЭЗ. Однако не может не радовать тот факт, что уже сейчас позаботились о сохранении экземпляра данной серии для будущих поколений.

На соседнем с тепловозами пути находится головной моторный вагон дизель-поезда Рижского вагоностроительного завода серии ДР1. Дизель-поезда данной серии получили широкое распространение на Белорусской дороге в пригородном сообщении на неэлектрифицированных линиях. Представленный в музее вагон поезда ДР1-053 является наиболее старым из числа сохранившихся, построенный в 1970 г.

Музей в Барановичах оставляет очень приятное впечатление после посещения. Территория музея живописна и ухожена, все экспонаты поддерживаются в хорошем состоянии. Хочется надеяться, что экспозиция музея будет в дальнейшем пополнена новыми экспонатами — электровозами и электропоездами, работавшими на стальных магистралях Беларуси.

Если вдруг вам доведется когда-нибудь побывать в городе Барановичи — непременно посетите данную экспозицию!

 

А.В. МОЛЧАНОВ

Локомотив

№ 9 2017

К списку новостей за 2017 год