Вы используете устаревший браузер. Чтобы использовать все возможности сайта, загрузите и установите один из этих браузеров:

РУС

Станционные смотрительницы

22 декабря 2015

Железнодорожная грузовая станция Свислочь неподалеку от белорусско–польской границы внешне ничем не отличается от десятков подобных пунктов, разбросанных по стране. Типовое здание вокзала, запах рельсовой смазки, убегающие за горизонт ленты путей, маневровые составы, вереницы грузовых вагонов... Казалось бы, взгляду не за что зацепиться. Но одна незаметная деталь делает станцию особенной, не похожей на другие. Здесь работают 16 последних стрелочников страны. Да–да, по всей стране железнодорожные стрелки переводятся автоматически, и только здесь поезда направляются на нужный путь вручную.

 

На приграничной Свислочи вовсю кипит работа. Принимают составы и готовят их к отправке. За последние 5 лет грузопоток здесь вырос в 4 раза. Для того чтобы отправить товарняк за границу или, наоборот, пропустить его внутрь страны, работники станции должны адаптировать его к новой колее. Еще со времен Союза наша колея на 85 миллиметров шире западной. Разница вроде несущественная, а хлопот из–за нее немало. Надо либо переставлять колеса под нужный размер, либо целиком перегружать содержимое в подходящий вагон. Хорошо, что процесс перегрузки максимально автоматизирован. 60–тонный полувагон с углем, например, можно опустошить за 20 минут. На выгрузку целого состава времени, понятно, уйдет больше.

Начальник станции Ольга Савко рассказывает, что за исключением места работы стрелочников Свислочь очень неплохо технически оснащена:

— Грузы прибывают и днем и ночью. Работа круглосуточная. Стрелочники, или, если официально, дежурные стрелочного поста, работают по 12 часов. В их обязанности входит поддержание идеального состояния самой стрелки, переводного механизма, установка тормозных башмаков и внешнее наблюдение за прибытием состава. Работа ответственная, но чисто механическая, не требующая особой квалификации. Наверное, поэтому претендентов на нее у меня на целый список в блокноте. Но к нему приходится обращаться редко. Кто–то из уходящих работников передает свой пост детям. Кто–то советует знакомых. Кто–то остается трудиться и после выхода на пенсию.

В районном городке Свислочь, который в трех километрах от станции, выбор женских рабочих мест невелик: больница, поликлиника, несколько школ и два детских сада. Есть парочка ремонтно–эксплуатационных предприятий, но на них представительниц слабого пола не особенно ждут. Поэтому получить работу на станции — это как счастливый лотерейный билетик вытащить.

Главные требования к претендентам: ответственность, выносливость и стопроцентное здоровье. Никакой близорукости или песка в почках. Никаких «не увидел» или «почувствовал себя плохо» здесь быть не должно. До сих пор на станции вспоминают случай, когда стрелочница много лет назад во время дежурства вывихнула ногу. Ничего страшного не произошло, но об инциденте помнят до сих пор. К слову, на Свислочи стрелочник — работа традиционно женская. Только в последние годы на нее стали претендовать представители сильного пола.

О перспективах автоматизации здесь говорят без особого энтузиазма. Вот и Ирина Ткаченко, проработавшая дежурной стрелочного поста 11 лет, с печалью констатирует: — Автоматизация — это хорошо... Только вот работы для всех нас не хватит. Много лет назад я уже прошла через сокращение — 7 месяцев просидела дома. Бегала везде, а вакансий не было. Даже уборщицы. А ведь я тяжелой работы не боюсь. Посмотрите: между двумя крайними стрелками на моем посту расстояние примерно с километр. Всего 17 стрелок. За смену не меньше десяти километров туда–сюда пробежишь. И ночью привыкла работать. Первое время тяжеловато было. Особенно когда перерыв в работе. Тогда сон буквально валил с ног. Потом вошла в ритм, пообвыкла. Сейчас самое неприятное для меня — это пропалывать траву на стрелке и убирать листья. Только убрал — они снова нападали...

Но для начинающих стрелочниц настоящим испытанием на прочность становится совсем не уборка и даже не перевод стрелки с 16–килограммовым балансиром на рычаге. Серьезной физической закалки потребует закрепление составов тормозными башмаками. 7 килограммов в одну руку, 7 — в другую — и пошла. Вместе с тем верно говорят: трудности закаляют. Несмотря на то что работать и таскать тяжести приходится под открытым небом в любую погоду, болеют станционные работницы крайне редко.

Как раз за установкой тормозных башмаков мы застали Наталью Мицкевич. Бывший соцработник, в стрелочницы она пошла в поисках большей зарплаты и объемного соцпакета: у железной дороги свои санатории, оздоровительные лагеря для детей, неплохие выплаты при выходе на пенсию. Говорит, что для людей, не боящихся физического труда, это место — просто находка, если бы не зима:

— Я работаю меньше года, и еще ни разу мне не приходилось очищать стрелки от наледи и снега в пургу. Представьте: чтобы подготовить путь, мне надо перевести 10 стрелок в метель. Все занесено снегом, а мне нужно их очистить так быстро, чтобы, пока я прибираюсь на последней стрелке, не засыпало первую.

Иногда работницам досаждают дикие звери — все–таки неподалеку Беловежская пуща. Были годы, когда часто видели кабанов. Сейчас их стало меньше, зато повадилась выходить к людям лисица. Чтобы избавиться от непрошеной гостьи, пришлось вызвать охотников.

Возле своего стрелочного поста дежурные крутятся по полсуток, не имея возможности отойти, чтобы попить чаю или пообедать. Кухню им заменяют обычная электрическая плитка и чайник. Большую часть помещения занимают древние на вид металлические короба, выкрашенные зеленой масляной краской. Это маршрутно–контрольные устройства, стоящие здесь вот уже почти 80 лет. Они фиксируют маршрут в заданном положении и подают сигнал дежурному по станции. Несмотря на почтенный возраст, до сей поры они работают исправно и могут в случае чего прослужить еще не один десяток лет — знай только перегоревшие сигнальные лампочки на пульте меняй.

Но прогресс не остановишь. Проект автоматизации стрелочных переводов станции уже готов и ждет своей реализации. Пока сложно сказать, когда это произойдет, но в том, что профессия стрелочника в нашей стране рано или поздно умрет окончательно, сомнения нет. Вопрос времени. Нынешним стрелочницам придется переквалифицироваться в обслуживающий персонал для сложного механизма, который стрелку–то переведет, а вот траву сам не выполет, листья не уберет и снег не расчистит...

Справка «СБ» Грузовая передаточная пограничная станция Свислочь находится в Свислочском районе Гродненской области на расстоянии 13,9 километра от белорусско–польской границы. Занимает 25 гектаров с общей длиной путей 82 километра: 26 путей широкой колеи, 18 путей — узкой. За 11 месяцев здесь было погружено более 5.700 вагонов (123 процента к прошлому году) и выгружено 7.720 вагонов (185 процентов).

Три необычные станции Белорусской железной дороги

Дубица

Одна из самых маленьких станций Брестского отделения Белорусской железной дороги с более чем столетней историей, расположенная даже не в пограничной зоне, а в пограничной полосе. Польша от нее буквально в пятидесяти метрах — за рекой. Известна тем, что засветилась во многих фильмах, в том числе исторических: «Курсанты», «Сага о хантах», «Тунгус. Снайпер», «Брестская крепость», «Охота на гауляйтера», «Роль», «Снайпер–3: герои Сопротивления». Станционный фотоальбом хранит автографы Владимира Гостюхина, Марины Александровой, Гоши Куценко, Анастасии Заворотнюк и других знаменитостей.

Годутишки

Поезда на этом остановочном пункте между Поставами и Лынтупами останавливаются дважды в день. Путь, два перрона да небольшая будка со скамейкой — вся инфраструктура. Причем одна из узких платформ находится на территории Беларуси, другая — на нынешней территории Литвы. Литовцев из прибывшего дизеля еще в 90–е годы выпускали на одну сторону, белорусов — на другую. Границей служит непосредственно железнодорожное полотно, за которым нынче — забор. Почему нашим западным соседям от приграничной станции оставили перрон, который уже успел порасти травой? Чтобы не нарушать «историческую справедливость». Оказывается, Годутишки, в то время станция, числились на балансе Литовской железной дороги, хотя и находились в нашей стране.

Влодава

Название станции, расположенной в агрогородке Томашовка, но именуемой в честь ближайшего польского города, отсылает нас к тем временам, когда граница между БССР и Польшей проходила не по Западному Бугу, как сейчас, а гораздо восточнее. Одноименная станция, первоначально носившая название Буг Влодавский, к слову, позже появилась и по ту сторону реки. После того, как город Влодава из–за передела границ лишился доступа к «своей» станции в Томашовке.

 

Катерина Чаровская, Дмитрий Умпирович

Автор фотографии: Катерина Чаровская

Советская Белоруссия

http://www.sb.by/obshchestvo/article/stantsionnye-smotritelnitsy.html

22.12.2015

 

К списку новостей за 2015 год